Исполнительный директор СИБУРа Олег Макаров о роли таможенной службы в реализации проекта ‘‘ЗапСибНефтехим’‘

28 ДЕКАБРЯ 2016 | Газета "Тюменская область сегодня"

6 августа 2015 года СИБУР, Уральское таможенное управление и Тюменская таможня утвердили и приступили к реализации ‘‘дорожной карты’‘. Это комплекс соглашений, направленный на сопровождение инвестиционного проекта по строительству ‘‘ЗапСибНефтехима’‘ - крупнейшего в России комплекса глубокой переработки углеводородного сырья.

О взаимодействии с таможней и логистическом обеспечении важнейшего инвестиционного проекта СИБУРа рассказывает Олег Макаров, управляющий директор ‘‘СИБУРа’‘.

- Олег Иванович, наверное, трудно переоценить значение слаженной работы с Федеральной таможенной службой?

- Совершенно верно: от нашей совместной работы, понимания процессов и масштабов задач во многом зависит успех реализации крупнейшего в современной России нефтехимического проекта. Стройка ‘‘ЗапСибНефтехима’‘, равно как и поставка оборудования, расписана буквально по дням, если не по часам. Это колоссальные объемы грузов, которые, благодаря содействию Тюменской таможни, быстро проходят таможенный контроль.

Так, например, стандартные условия работы таможенных органов - это 8-часовой график, пять дней в неделю, однако для успешной реализации проекта ‘‘ЗапСибНефтехим’‘ таможенные посты Тюменской таможни перешли на ежедневный, сменный режим работы без выходных дней.

- А были случаи, когда таможня задерживала оформление груза?

- К счастью, наши партнеры в таможенных органах прекрасно понимают, что соблюдение жесткого графика строительно-монтажных работ для нас имеет огромное значение. Поэтому сотрудники таможни на всех уровнях стараются, чтобы прохождение процедур было максимально быстрым.

Приведу наглядную статистику: законодательством установлен срок выпуска ввозимых товаров таможней. Он составляет 1 сутки, а в случае запроса таможней дополнительных сведений может быть увеличен до 10 суток. Тогда как среднее время выпуска грузов ‘‘ЗапСибНефтехима’‘ составляет 1 час 46 минут.

- Как сегодня осуществляется взаимодействие с таможней в рамках реализации проекта ‘‘ЗапСибНефтехим’‘?

- Федеральной таможенной службой России создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники Управлений по товарной номенклатуре и организации таможенного контроля сотрудников ФТС, ‘‘РОСТЭК-Таможенный брокер’‘, а также ‘‘ЗапСибНефтехима’‘.

Основная задача группы - оперативная работа по выпуску классификационных решений, которые позволяют ввозить производственные установки по единому коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с нулевой ставкой таможенной пошлины.

Реализация этой задачи позволила в кратчайшие сроки оформить 4 классификационных решения, в которые вошли 4 709 компонентов и 11 изменений к ним по 262 компонентам. Для сравнения: по ‘‘Тобольск-Полимеру’‘ количество компонентов установки производства полипропилена составляло менее 200 компонентов.

Изменения в классификационные решения продолжаются - работа ведется по мере допроектирования и предоставления поставщиками уточненных перечней отгружаемого оборудования и определения логистических маршрутов.

- Можно предположить, что такой масштабный проект, как ЗапСибНефтехим, требует масштабных шагов и от таможенной службы.

- Действительно. В рамках решения Уральского таможенного управления местом таможенного декларирования товаров, ввозимых в рамках классификационных решений, определен Тобольский таможенный пост Тюменской таможни. Именно он производит выпуск ввозимого оборудования установок пиролиза, по производству полипропилена, производства линейного полиэтилена низкой и высокой плотности и полиэтилена высокой плотности.

В рамках эксперимента ФТС России по концентрации декларирования на таможенных постах - центрах электронного декларирования, оформление товаров, ввозимых вне объема классификационных решений, осуществляется на Тюменском таможенном посту.

На сегодняшний день Тобольским таможенным постом создано 120 зон таможенного контроля (ЗТК).

В целях организации временного хранения товаров, прибывающих железнодорожным, автомобильным и водным транспортом, таможней с момента реализации инвестиционного проекта выдано 6 разрешений на временное хранение товаров на складе получателя, на основании которых создано 6 временных зон таможенного контроля. На сегодняшний день 3 из них ликвидированы. Общая площадь трех оставшихся зон таможенного контроля составляет 28 тысяч квадратных метров.

Кроме того, СИБУР совместно с Уральским таможенным управлением обратился в ФТС с просьбой рассмотреть возможность удаленного выпуска товаров, прибываемых в Дальневосточный регион через морские порты Владивосток, Находка и Восточный. Данные ‘‘связки’‘ были установлены ФТС ввиду масштабности проекта ‘‘ЗапСибНефтехим’‘.

- Расскажите об объеме работ, реализованных в рамках ‘‘дорожной карты’‘.

- С начала реализации инвестиционного проекта и по 12 декабря 2016 года процедура таможенного транзита завершена по 1528 транзитным декларациям. В рамках полученных в ФТС классификационных решений осуществлен выпуск товаров по 740 заявлениям, по процедуре ИМ40 (выпуск для внутреннего потребления) выпущено 217 деклараций на товары. Поясню, что количество транзитных и оформленных деклараций может не совпадать, так как при выпуске товары могут объединяться и декларироваться по блокам. Общая стоимость грузов, прошедших таможенное декларирование, составила порядка 220 млн евро. А общая сумма уплаченных таможенных платежей - 450 млн рублей. Для сравнения: сумма таможенных платежей по всем экспортным отгрузкам СИБУРа в октябре текущего года составила 140 млн рублей. В качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при оформлении по классрешениям СИБУР предоставил Тюменской таможне четыре банковские гарантии на общую сумму 3,1 млрд руб.

- Конец года - это время подводить итоги и строить планы на будущее. В совместной работе с таможней нам есть, куда развиваться?

- Перспективы для развития и горизонты для улучшений есть всегда. Важно, что мы находимся в постоянном контакте с нашими партнерами. Так, 14 декабря в Тюмени состоится совещание, организованное Уральским таможенным управлением с участием руководителей Уральского таможенного управления, Тюменской таможни, ‘‘ЗапСибНефтехима’‘ и ‘‘РОСТЭК-таможенный брокер’‘. Мы как раз подведем итоги работы в текущем году и обсудим планы на следующий, проговорим возникающие проблемы и наметим мероприятия, как можно усовершенствовать таможенные операции в отношении наших грузов.

Как вы знаете, в реализации проекта ‘‘ЗапСибНефтехим’‘ наступает наиболее активное время. С каждым днем поступает все больше импортных грузов, которые должны максимально быстро попасть на строительную площадку. Очень важно, что со стороны таможенных органов мы встречаем понимание и готовность к сотрудничеству, оперативному решению самых разных вопросов. Это вселяет в нас уверенность, что проект будет успешно реализован точно в срок.