Рециклинг поможет в борьбе со свалками

24 АВГУСТА 2020 | РБК+ | Юлия Глуховская, Владимир Паньков

Согласно целям нацпроекта «Экология», к концу 2024 года доля утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) в общем объеме образованных ТКО должна достичь 36%, а доля отходов, направленных на обработку, — 60%. Нацпроект предусматривает ликвидацию к назначенному сроку не менее 191 несанкционированной свалки и 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Однако фактически свалок, работа которых должна быть прекращена, более 1,5 тыс., сообщал ранее РБК со ссылкой на Российского экологического оператора (РЭО).

Аудиторы Счетной палаты РФ в отчете по итогам реализации нацпроекта «Экология» в 2019 году опасаются, что федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» может не решить этой задачи, поскольку в нем нет предпосылок для создания условий для переработки запрещенных к захоронению отходов, отсутствуют стимулы использования многооборотных товаров, тары, упаковки, а также не предусмотрены меры по стимулированию раздельного сбора отходов.

Бороться надо с причинами, а не со следствием, идти по пути прогрессивных стран, говорится в аналитическом материале Всемирного фонда дикой природы (WWF): «Цель — «ноль отходов» без сжигания и развитие циклической экономики».

Платит загрязнитель 

О том, что справиться с большим объемом образующихся отходов позволит переход к модели циркулярной экономики, в послании Федеральному cобранию заявил в начале года Владимир Путин. Он призвал с 2021 года начать активнее применять механизм расширенной ответственности производителя (РОП).

РОП — это участие производителей и импортеров в утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств. Функционирует система по принципу «платит загрязнитель», то есть производитель будущего отхода. Мировой опыт показывает, что именно система РОП мотивирует производителей отказаться от трудноперерабатываемых материалов и переходить на более «зеленую» упаковку, говорит Дмитрий Нестеров, координатор проекта Токсической программы «Гринпис России». По его данным, в Германии, например, 60% средств, собираемых системой РОП, тратится на непосредственно раздельный сбор (контейнеры, отдельные мусоровозы), а оставшиеся 40% — на то, чтобы отсортировать собранные отходы на чистые фракции.

Все системы РОП в Европе, появившиеся еще в 1990-х годах, направлены на увеличение переработки упаковки. Впервые этот принцип был заложен в систему РОП Германии, а затем распространен в директиве ЕС № 94/62 по упаковке и упаковочным отходам практически на уровне всего Евросоюза. Причем в Германии целевые показатели по рециклингу упаковки изначально были установлены на высоком уровне — на третий год работы системы они в среднем достигли 68%. В 1995 году, спустя четыре года после принятия закона об упаковке, в Германии общий уровень рециклинга ТКО достиг 39,4%, что выше показателей, к которым стремится Россия по истечении ближайших пяти лет.

50% объема ТКО в России тоже составляет упаковка, которая имеет самый короткий жизненный цикл, но, смешиваясь с органическими отходами, становится непригодной для переработки, говорит заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Из-за отсутствия источника финансирования раздельного сбора отходов вовлекаемость отходов упаковки в утилизацию в нашей стране, по ее словам, не превышает 1–1,5%.

Реформа ответственности 

Де-юре система РОП в нашей стране существует с 2015 года, действует она с 2017-го. Однако де-факто она так и не заработала. По данным «Деловой России», только 13 тыс. из 7 млн налогоплательщиков добровольно предоставляют отчетность об утилизации. В 2018 году, в частности, было собрано 2,2 млрд руб. экологического сбора, отмечает Наталья Беляева, «в то время как, по расчетам Минприроды, ежегодные поступления от сбора должны составлять 136 млрд руб.».

Ставки экосбора неадекватны реальным затратам на инфраструктуру, говорит Дмитрий Нестеров. «Чтобы организовать раздельное накопление, транспортирование, досортировку одной тонны ПЭТ-бутылок, необходимо 15–16 тыс. руб., не считая стоимости утилизации, при установленной ставке экосбора около 3800 руб.», — уточняет Наталья Беляева.

Кроме того, существующий перечень из 54 групп товаров, подлежащих обязательной утилизации, по ее словам, не учитывает различий в требованиях к технологиям утилизации разных видов пластика. Под термином «пластиковая тара» объединены такие виды отходов, как ПЭТ-бутылки, полипропиленовые и полистирольные стаканчики, подложки из вспененного полистирола, контейнеры из ПВХ и т.д. И, выпуская на рынок тару из вспененного полистирола, обреченную на энергетическую утилизацию или захоронение на полигоне, предприятие может отчитаться перед контролирующими органами утилизацией ПЭТ-бутылок или полипропилена, которые несложно собирать и перерабатывать.

Точка сбора 

Отрасли, где основных импортеров и производителей легко идентифицировать, например в шинной промышленности, достаточно успешно справляются с самостоятельной утилизацией и переработкой вышедшей из эксплуатации продукции, отмечает исполнительный директор ассоциации «Экошинсоюз» Сергей Подойников. По его подсчетам, до 90% участников рынка шин так или иначе уже задействованы в сборе и утилизации. Ассоциация работает в 21 регионе РФ, к 2024 году должна охватить 44 региона, а объем утилизации — достичь 50%.

С раздельным сбором тары и упаковки, по словам президента Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максима Новикова, дело обстоит сложнее: «Чтобы собрать большую часть форматов упаковки у населения, нужна инфраструктура для сбора и материальный стимул для потребителя». Возмездный сбор использованной упаковки, в частности, по его словам, ограничен действующим на такие операции НДФЛ.

«Отмена налога при сдаче любых видов упаковочных материалов, которые могут использоваться как вторсырье, позволила бы создать путь к сотрудничеству разных участников рынка, в том числе торговых сетей и производителей», — считает Максим Новиков.

Проблема — в отсутствии взаимосвязи между действующей системой сбора отходов товаров и упаковки и ее финансированием, считает руководитель функции «Устойчивое развитие» компании «Сибур» Максим Ремчуков: «Многие ждут результатов от института регионального оператора, созданного недавно в рамках реформы системы обращения с ТКО, но денег на развитие для улучшения показателей доли вторсырья и утилизации в данный момент нет». Определив порядок финансирования системы сбора, можно обеспечить стабильный денежный поток и приток инвестиций в этой сфере, считает он.

Решение о том, что институт РОП необходимо привести в соответствие с задачами реформы отрасли обращения с отходами, было принято еще в сентябре прошлого года при прошлом составе правительства РФ. С тех пор общественности было представлено несколько концепций системы РОП, в том числе предусматривающих полную отмену права компаний на самостоятельное управление отходами, а также перенос ответственности с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки и повышение нормативов утилизации до 100%.

Участники отрасли выступают против перемен, которые разрушат созданные за пять лет действия системы РОП работающие механизмы участия производителей в рециклинге — речь, в частности, о самостоятельной реализации РОП через специальные ассоциации. По словам Максима Новикова, именно такие коллаборации формируют ответственное отношение производителей к используемым материалам.

Сейчас идет обсуждение будущей системы РОП со всеми заинтересованными сторонами в рамках созданной вице-премьером правительства Викторией Абрамченко рабочей группы. Как заявила недавно заместитель председателя правительства телеканалу РБК, финальный вариант будет рассмотрен в конце года, а встроить РОП в мусорную реформу позволит федеральная схема обращения с ТКО, которую готовит Российский экологический оператор. 

Ассистент по вопросам
продажи и продуктам
Здравствуйте!
Как Вам удобнее с нами связаться?