«В 2010 году мы увеличим объем производства до 2 908 000 автопокрышек и освоим 26 новых типоразмеров шин»

24 ИЮНЯ 2010 | Газета «Коммерческие вести»

В июне 2010 года исполнилось 15 лет самому успешному российско-словацкому проекту — компании «Матадор-Омскшина». О том, что было сделано за эти годы, и о ближайших перспективах производителя автопокрышек обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил генерального директора СП ЗАО «Матадор-Омскшина» Романа Фулека.

СП ЗАО «Матадор-Омскшина» образовано в июне 1995 года. Акционеры предприятия — ООО «CONTINENTAL MATADOR RUBBER» (Словакия) и ОАО «СИБУР-Русские шины». Каждому из партнеров принадлежит по 50% акционерного капитала. «Матадор-Омскшина» специализируется на выпуске легковых, легкогрузовых покрышек и шин для внедорожников в среднем ценовом сегменте под торговыми марками «Матадор» и «Cordiant». В 2009 году на предприятии было изготовлено 2 232 000 шин. Оборот в 2009 году — 1,952 млрд рублей.

— Роман, какие события вы бы выделили как самые значительные за 15 лет существования предприятия?

— Можно отметить, что само создание совместного русско-словацкого предприятия на территории РФ, в городе Омске, является, на мой взгляд, знаменательным событием в истории взаимоотношений Словакии и России. Ну, а если говорить о нашем предприятии, то наше самое главное достижение состоит в том, что мы за эти 15 лет зарекомендовали себя в качестве надежного производителя автомобильных шин, пользующихся стабильным спросом как на территории России, так и на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. За время своего существования СП ЗАО «Матадор-Омскшина» получило за свою продукцию немало наград. В 1997 году на международной выставке «INTERGUMA — 97» наша автопокрышка 205/70R 14 RЗ 57 была удостоена золотой медали. В 1999 году мы получили признание как лучший поставщик компании «АвтоВАЗ». В 2001 году удостоились золотой медали в конкурсе «Лучшая автомобильная шина на дорогах России " по зимнему ассортименту, в 2003 году были награждены дипломом 1-й степени и золотой медалью конкурса «Лучшая автомобильная шина на дорогах России». А в 2008 году стали лауреатом престижного конкурса «100 лучших товаров России».

— Как лично вы оцениваете динамику развития компании «Матадор-Омскшина»?

— У нашего предприятия было два периода бурного роста. Сразу же при создании, когда приобреталось и устанавливалось оборудование в корпусе № 52 и предприятие стремилось к рубежу в 2 миллиона шин в год, и в 2006–2007 годах, когда был приобретен корпус № 1, и ставилась задача по увеличению общего объема производства продукции до 4 миллионов шин в год. Сегодня, на мой взгляд, СП «Матадор-Омскшина» стабилизировалось на определенной стадии своего развития.

— Как загружено производство сегодня? Каковы планы на 2010 год? Есть ли сегодня проблемы с сырьем?

— В 2010 году мы планируем увеличить объем производства, выпустить 2 908 000 автопокрышек, запустив в производство 26 новых типоразмеров, так что оборудование наше загружено сегодня уже полностью. Мало того, объем потенциальных заказов даже превышает наши сегодняшние производственные возможности. Что касается сырья, то поскольку мы используем передовые европейские рецептуры для производства резин и большое количество сырьевых позиций получаем из-за границ России, то дополнительные трудности у нас, конечно, возникают. С ноября прошлого года, например, вступил в силу новый порядок таможенного оформления товара, приходящего речным или морским транспортом, все таможенное оформление переместилось в точку пересечения границы, что очень неудобно для нас как для организации, осуществляющей внешнеторговую деятельность. Это влечет за собой не только дополнительные расходы, но и снижает оперативность.

— Как известно, ваше предприятие планировало увеличить производство к 2008 году до 4 млн шин в год. Скорректировал ли эти планы мировой финансовый кризис или повлияли какие-то иные факторы? Как вообще повлияли проблемы в мировой экономике на СП «Матадор-Омскшина»?

— В 2008 году активно обсуждались планы по приобретению дополнительного количества сборочных станков и вулканизационных прессов, чтобы достичь заветной цели в 4 млн шин в год. При этом отдельные участки начальных стадий шинного производства — резиносмесительного и каландрового цехов — уже имеют необходимую мощность, чтобы обеспечить полуфабрикатами сборочное производство на объем в 4 млн шин. Однако в связи с кризисом программа развития с выходом на 4 миллиона шин в год так и не была реализована до конца. Конечно, на нас не могли не повлиять негативно такие факторы мировой экономики, как резкий рост стоимости сырья из-за роста курса доллара и евро, как удорожание кредитных ресурсов, которые наше предприятие получало в иностранной валюте. Да и некоторое сокращение спроса на нашу продукцию имело место быть. В январе и в мае 2009 года мы даже вынужденно останавливали производство. Однако мы достаточно хорошо смотримся на фоне остальных шинных заводов. За счет того, что к моменту начала кризиса наше предприятие было достаточно маленьким и компактным, у нас отсутствовали непрофильные активы и лишние производственные площади. Мы смогли удержать себестоимость нашей продукции на практически докризисном уровне, в результате чего остались интересной производственной площадкой.

— Каков вектор дальнейшего развития компании «Матадор-Омскшина»? Куда именно будут направляться инвестиции?

— К сожалению, из-за кризиса резко снизился объем инвестиций — с нескольких сотен миллионов рублей в год в 2006–2008 годах до 60–80 миллионов рублей в 2009–2010 годах. Сменился и вектор развития — от приоритета количества мы перешли к приоритету качества выпускаемой продукции. Начиная с 2009 года и в ближайшей перспективе основная цель инвестиционной политики совместного предприятия — совершенствование технологии и усиление контроля за качеством выпускаемой продукции. В 2009 году было приобретено лабораторное оборудование — плотномер «Эластест Брабендер», координатно-измерительная машина «ФАРО», приобретена линия для определения динамического дисбаланса «АКРОДИН» производства американской компании «Микропойс». Инвестиции направлялись и на развитие инженерной инфраструктуры предприятия — технологическое обновления и перевооружение корпуса № 1. Проведен значительный объем работ по реконструкции теплового узла. На 2010 год запланировано провести инвестиции на сумму 67,8 млн рублей (с учетом завершения начатых в 2009 году проектов). Приоритет остается тот же — повышение качества готовой продукции, экономия издержек. Будет обновляться тестовое оборудование, внедряться новые технологии. Значительное внимание будет уделено повышению энергоэффективности предприятия — экономии всех видов энергоносителей, экономии сырья и материалов, повышению эффективности технологического процесса.

— Нельзя не заметить, что у вас опять растет численность работников…

— Да, действительно, в 2010 году, в связи с увеличением заказов, появилась необходимость в дополнительном приеме персонала. В первом полугодии текущего года произошло увеличение численности на 99 человек. Причем в основном за счет приема производственных рабочих. И еще перед нами стоит одна задача в 2010 году — увеличить производительность труда по сравнению с 2009 годом на 26%.

— Есть ли планы по поставкам шин для новых автосборочных предприятий мировых автопроизводителей, которые регулярно открываются в России? Не планируются ли изменения в системе реализации готовой продукции с учетом опыта фирменной торговли?

— Конечно мы планируем расширять географию поставок нашей продукции. В частности, в этом году нашими покрышками планируется комплектовать легковые автомобили, выпускаемые на заводе GM Uzbekistan. Но в системе продаж все останется по-прежнему. С 2005 года и по настоящее время реализацией продукции СП ЗАО «Матадор-Омскшина» занимаются два трейдера — ОАО «СИБУР-Русские шины» и ООО «Континентал Тайрс РУС».

— Известно, что Омскшина будет сокращать свою территорию. Будете ли вы расширять производство дальше, осваивая освобождающиеся площади?

— В любом случае в ближайшее время мы будем поднимать вопрос перед нашими акционерами о перспективах увеличения производственной мощности до 4 млн шин в год, тем более что в этом направлении в прошлом уже были сделаны серьезные шаги. Но если говорить конкретно об освобождающихся площадях ОАО «Омскшина», то этот вопрос пока не рассматривается. Наши акционеры в курсе таких возможностей, однако расширение производства требует серьезной проработки.