«В 2012 году НИОСТ построит корпус пилотных установок»

07 ДЕКАБРЯ 2010 | ИА «Интерфакс»

Пять лет назад в структуре «СИБУРа» был создан научно-исследовательский центр, получивший статус резидента Томской ОЭЗ — ООО «НИОСТ». Сегодня компания ведет несколько десятков разработок, которые предполагается внедрять на предприятиях «СИБУРа» по всей России. Генеральный директор «НИОСТа» Сергей Галибеев рассказал агентству «Интерфакс-Сибирь» о последних разработках компании.

— Сергей Сергеевич, прежде мы перейдем непосредственно к разработкам, не могли бы Вы рассказать о компании, о сфере ее деятельности и о людях, которые в ней работают.

— «НИОСТ» был создан в октябре 2005 года. На заре своего существования компания занималась двумя темами — разработкой сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и титаномагниевого катализатора (ТМК). В апреле 2006 года мы получили статус резидента ОЭЗ. В соглашении о ведении технико-внедренческой деятельности у нас были обозначены эти две темы.

На базе НИОСТа был создан корпоративный центр по химическим технологиям, и перечень наших задач в значительной степени расширился. Если брать историю 2006–2008 годов, то это были годы формирования абсолютно новой базы — материальной, базы человеческих ресурсов. А с конца 2008 мы уже активно начали заниматься научной и технико-внедренческой деятельностью. И сейчас в нашем портфеле более 30 направлений, которыми мы занимаемся. Они охватывают широкое поле различных переделов углеводородного сырья, начиная от преобразования метана в продукцию дальнейших переделов и заканчивая получением композиционных материалов, специальных марок каучуков и так далее.

Сейчас у нас работает 190 человек. Есть планы по увеличению количества сотрудников на следующий год, но эти планы не амбициозны. Наша тактика сейчас направлена на поиск сотрудников, кураторов, которые смогли бы возглавить определенные направления наших разработок.

На 1 ноября 2010 года выручка составила 30 млн рублей. В прошлом году эта сумма была порядка 22 млн рублей. Она начала расти, в том числе, из-за того, что объем научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, которую делает НИОСТ, значительно вырос. По итогам года ожидаемая выручка составит порядка 45 млн рублей.

— Несколько лет назад широко говорилось о вашей разработке полиэтилена, который можно использовать при изготовлении бронежилетов. На каком этапе сейчас эта работа?

— Существует стандартная технология изготовления бронежилетов с использованием такого материала, как кевлар, в основе производства которого — полиамид. Кевлар по многим характеристикам превосходит наш сверхвысокомолекулярный полиэтилен, но у него есть один существенный недостаток — высокая гидроскопичность, то есть, он сильно поглощает воду. Но эта проблема решается, например, защитой материала с помощью различных пленок. А СВМПЭ воду вообще не поглощает, но при этом по ряду свойств он пока уступает кевлару, поэтому наш партнер — НИИ синтетического волокна — еще находится на стадии доработки этого материала.

— НИОСТ довольно давно занимается такой технологией, как «зеленые шины», как с ними дела обстоят сейчас?

— В настоящее время сам материал, который был наработан в необходимом количестве, находится на испытании в одной достаточно известной в мире зарубежной шинной компании. Эта компания входит в пятерку крупнейших производителей шин. Больше я пока, к сожалению, об этой разработке, говорить не могу.

— Известно, что у вас есть еще одна разработка для автомобильной промышленности, которая позволит существенно снизить затраты на изготовление галобутилкаучука (ГБК).

— Да, речь идет о двух разработках, сейчас обе они находятся на стадии подготовки к строительству опытно-промышленной установки. Она будет использоваться для отработки всех параметров процессов. На основании этих параметров будет выбрана одна из технологий, которая по совокупности факторов будет признана наиболее эффективной. В этом направлении работа идет, и, я думаю, что эта опытно-промышленная установка будет создаваться и эксплуатироваться в центральной России на одном из наших каучуковых заводов.

— НИОСТ разрабатывает полипропиленовые компаунды для автомобилестроения на основе сырья, выпускаемого на «Томскнефтехиме». Как сегодня продвигается эта работа?

— Отвечу на ваш вопрос, зайдя немного с другой стороны. В состав СИБУРа вошел ряд крупных производств по изготовлению биаксиально ориентированных пленок, которые используются, в первую очередь, в упаковке. И достаточно большие мощности были созданы и приобретены по производству георешеток, материалов, в первую очередь, для дорожного строительства. Появление этих активов поставило перед нами задачу максимально использовать при производстве подобных материалов сырье, которое производится в компании, а именно — полипропилен. Поэтому нужно расширять марочный ассортимент полипропилена, который выпускается на «Томскнефтехиме». Несколько марок стат-сополимеров пропилена с этиленом мы у себя уже разработали, они прошли испытания в Томске, и есть планы по их промышленной реализации. Это первое направление, которое меньше связано с компаундами, больше — именно с самим полипропиленом.

Что касается полипропиленовых компаундов, то у нас есть несколько тематик по данному направлению, и все они связаны с использованием сырья «Томскнефтехима». Конкретно сейчас мы работаем по заказу одного автопроизводителя над созданием минералонаполненных и ударопрочных композиций полипропилена для производства различных деталей автомобилей. Данные композиции могут использоваться как для изготовления бампера автомобиля, так и для внутренней отделки салона.

Еще одна тематика из области создания компаундов — это разработка спецматериалов для силовых кабелей и для кабелей. К нам поступает много просьб от кабельщиков — в первую очередь, с заводов «Томсккабель» и «Сибкабель». Мы приходим к пониманию того, что в кабельной промышленности объемы, которые мы можем удовлетворить своими разработками, больше, чем в автомобилестроении. Соответственно, это может быть более перспективным направлением.

— Еще одна разработка НИОСТа — это катализатор, который позволяет быстро и легко очищать реактора от высокомолекулярных полимеров, в которых происходят химические процессы. Как продвинулась эта разработка?

— Работа продолжается. Мы провели испытания на «Воронежсинтезкаучук», в ближайшее время выходим на этап проектирования изменений в технологических узлах, которые нужны для осуществления процесса очистки реакторов от высокомолекулярных полимеров. То есть сейчас работа связана с внедрением технологии на конкретное производство. По тому плану, который мы разработали с заводом, внедрение планируется в июле—августе 2011 года. Кроме того, одна корейская компания также заинтересовалась этим способом технологической чистки, поэтому мы сейчас проводим переговоры по адаптации нашей технологии под их нужды.

— Какие еще разработки Вы могли бы отметить?

— За пределы лабораторных испытаний вышла разработка катализатора для получения тройного этилен-пропиленового синтетического каучука (СКЭПТ). Это очень распространенный в мире каучук, занимает третье-четвертое место в мире по объемам производства.

Мы разработали достаточно активный и эффективный катализатор для процесса полимеризации подобного каучука, и сейчас у нас уже пошли испытания у одного из российских производителей СКЭПТа. В ближайшее время начнутся испытания у одного крупного европейского игрока на этом рынке.

— НИОСТ занимается только прикладными разработками или есть и фундаментальные направления?

— У нас сформировалось видение того, какое должно быть соотношение прикладных работ и тех, которые мы называем «прорывными» — примерно 80/20. «Прорывные» работы — это проекты, которые считаются венчурными, рассчитанные на долгую перспективу, но их реализация может изменить поле нефтихимии. Среди подобных работ можно выделить две, которыми мы интересуемся.

Первая — это работа, связанная с преобразованием метана в этилен в одну стадию. Сейчас, чтобы получить из метана этилен, нужно пройти определенное количество химических преобразований, все процессы непростые. Целое сообщество ученых вот уже несколько десятилетий работает над такой разработкой. Есть определенный прогресс, но с позиций экономической эффективности говорить о результатах пока рано. Необходимо достаточно большое количество исследований с точки зрения правильного подбора катализаторов, технологического оформления процесса. Сейчас мы уже переходим к стадии того, что пытаемся создать определенный консорциум исследователей, с которыми вместе могли бы разрабатывать подобные темы.

Вторая «прорывная» работа — это технология, связанная с мембранным газоразделением. Существует достаточно широкий спектр таких работ, но нас интересуют мембраны, которые позволяли бы отделять углеводороды друг от друга. Например, интерес представляет возможность отделения метана от этана с помощью мембраны. Сейчас для этого используются криогенные установки, которые разделяют газы при очень низких температурах. Но использование этих установок влечет за собой огромные энергозатраты. Решение этой проблемы может лежать в области создания мембран.

— Как повлиял на вашу работу статус резидента особой экономической зоны?

— Только на таможенных платежах мы сэкономили за неполные пять лет уже около 150 млн рублей. И это без учета экономии на едином социальном налоге, ряда других налогов.

Кстати, сейчас мы начинаем реконструкцию нашего последнего корпуса — корпуса пилотных установок. Проект рассчитан на два года. На первой стадии у нас будут небольшие работы по демонтажу в старом здании. А на второй год предполагаются непосредственно строительные работы. Планируем в течение весны-лета 2012 года завершить реконструкцию. И с неким опережением мы начинаем в следующем году закупать оборудование. Реконструкция оценивается в 100 млн рублей, обеспечение оборудованием на следующий год — еще порядка 47 млн рублей. Новый корпус полностью завершит создание нашего центра общей площадью 4,5 га.