Зелёная экономика: кому это нужно?

24 ИЮЛЯ 2020 | TJournal | Юлия Чернавина

В 2018 году бренд Burberry сжёг нераспроданных товаров более чем на 32 миллиона евро. Менеджеры сочли недостойным продажу одежды и парфюмерии из «старой» коллекции со скидками и предпочли избавиться от продукции. Такие действия компании возмутили экоактивистов, которые заявили, что бренд неуважительно относится к ресурсам, затраченным на производство. Руководство компании ориентировалось на ценности линейной экономики в fashion-индустрии: не продал, значит, потерял.

Сейчас такой подход устарел и уже не гарантирует получения прибыли, скорее вызывает недоумение у потребителей. Крупные компании в fashion-ритейле и других производственных секторах всё чаще меняют производственные модели и обращаются к принципам циклической экономики. Изменения обусловлены инициативами ООН, ужесточением законодательной базы в развитых странах, применением зелёных технологий, сокращением углеродного следа, переходом к «зелёной» экономике, а также переменами предпочтений потребителей. Современный покупатель обращает внимание не только на цену товаров, но и на репутацию компаний и экологичные инициативы.

Зачем нужна циклическая экономика?

Линейная экономика (добыча — производство — распределение — потребление — выброс отходов) устарела. Традиционный подход становится опасен. Люди всё больше увеличивают отходы, тем самым негативно влияют на окружающую среду. По прогнозу Всемирного банка, к 2050 году ежедневный выброс отходов может увеличиться на 70%.

600.png

Прогнозируемое производство отходов по регионам (млн.тонн/год) Источник 

297.png  

«Глобальный» состав отходов по фракциям Источник

Экономика замкнутого цикла, циклическая экономика, циркулярная экономика — все эти термины относятся к производственной модели, которая основана на повторном использовании отходов. Применение этого подхода позволяет сократить негативное влияние компаний на окружающую среду, внедрить принципы экологичного производства (узнать больше можно тут) и снизить углеродный след. Такие замкнутые производственные циклы отличаются от линейной экономики и дают возможность избежать худших прогнозов. Циркулярная экономика связана с принципами устойчивого развития и стремлением к жизни в стиле zero-waste (сокращение отходов и старание свести их к нулю). В рамках циклической экономики производитель на стадии планирования определяет, как потом люди смогут переработать его товар. При этом важны потребительские свойства и долговечность производимых изделий.

Почему компании заинтересованы в зелёной экономике и где о ней узнать?

Крупные зарубежные и российские компании включаются в экономику нового типа и внедряют принципы циркулярной экономики на производстве. Например, СИБУР взял курс на вторичную переработку полимерной упаковки (к примеру, выдувные пластиковые бутылки). Руководство компании заметило, что в развитых странах рециклинг стал доходным рыночным сегментом, который объединяет интересы представителей государства и бизнеса. Например, в Японии коэффициент рециркуляции полиэфиров (бутылки в ПЭТ-упаковке) достиг 85%.    

600.png

Источник 

Принципы устойчивого развития стали драйвером для разработки СИБУРом технологий химического рециклинга в рамках циркулярной экономики. Этот метод переработки подразумевает «расщепление» полимеров на молекулы и позволяет использовать полимерное сырьё многократно.

Unilever — корпорация, производящая товары широкого потребления, взяла на себя обязательства по переходу на циклическую экономику в сегменте пластиковой упаковки. В 2017 году компания провела международное исследование и выяснила, что 33% потребителей отдают предпочтение устойчивым брендам. Полученные результаты подтвердила и финансовая аналитика компании. Это стало драйвером для выстраивания производственной и маркетинговой стратегий в рамках циркулярной экономики. К 2050 году транснациональная корпорация Unilever обязуется увеличить долю переработанного пластика в упаковке товаров до 25%, а также вдвое сократить количество используемого «первичного».

Coca-Cola объявила о намерении к 2025 году сделать всю упаковку продукции полностью перерабатываемой, а к 2030 году компания планирует перерабатывать 100% производимых упаковок (либо их аналогов). Компания проводит политику экологизации не только производства, но и мышления потребителей. Coca-Cola совместно с Движением ЭКА запустила бесплатный онлайн-курс «Циклическая экономика. Просто о важном». 6 модулей раскрывают основные принципы и преимущества циркулярной экономики и рассказывают, как можно применить знания на практике. Бесплатные лекции об устойчивости и циклической экономике можно найти и в «Открытой школе». Это российский волонтёрский проект, который делает «зелёные» знания доступными.

Экологичные инициативы компаний — не только хороший маркетинговый ход и инвестиция в зелёное будущее. Деятельность компаний контролируют международные организации и государство. В России вопрос обращения с отходами регулирует, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Один из инструментов контроля — система РОП (расширенной ответственности потребителя). Этот метод экономического регулирования обязывает производителей и импортёров утилизировать продукцию после завершения жизненного цикла товара. Глобальная цель применения этого инструмента — стимулирование производителей переходить к циклической экономике и повторно использовать отходы.

Узнать больше о сортировке и помочь окружающей среде под силу каждому. Можно отказаться от покупки пластиковых пакетов, выбирать товары ответственных производителей. Если вам скучно или сложно изучать вопросы сортировки в одиночку, можно присоединиться к эколого-просветительскому движению «Чистые игры» и найти единомышленников. Даже небольшие шаги в сторону защиты окружающей среды важны и могут сделать будущее лучше.


 
Ассистент по вопросам
продажи и продуктам
Здравствуйте!
Как Вам удобнее с нами связаться?