Переработка полимеров в СИБУРе набирает обороты

01 АВГУСТА 2012 | Газета "Пластинфо" | Ольга Жолобнюк

Увеличить долю российских материалов на отечественном полимерном рынке призваны крупные проекты, которые реализует ОАО «СИБУР Холдинг». О планах по увеличению выпуска вспенивающегося полистирола в Перми, а также о других проектах компании и своем видении рынка рассказал в интервью «Пластинфо» управляющий директор, руководитель Дирекции пластиков и органического синтеза СИБУРа Сергей Мерзляков.

Сергей Владимирович, когда будет пущена вторая очередь вспенивающегося полистирола в Перми и какую долю рынка займет после этого выпускаемый там «Альфапор»?

Официальное открытие второй очереди на «Сибур-Химпроме» планируется уже в начале осени этого года. Производство полностью работает, и в июле провелся гарантийный пробег. Мы были уверены (и теперь видим: не зря), что этот пуск будет образцовым с точки зрения и сроков, и качества продукции, ведь в прошлом году мы получили бесценные компетенции в части пуска и отработки технологии. Безусловно, мы учли этот опыт в данном пуске и при гораздо более масштабных инвестиционных проектах компании.

Что касается доли «Альфапора» на рынке, то она оценивается в 39% относительно общего объема потребления. К концу 2012 года в планах компании достижение доли более 50% рынка. С учетом полной нагрузки мы сможем производить почти 9 тыс. т в месяц. Такой объем производства позволяет нам покрыть большую долю российского потребления ПСВ.

Сняты ли вопросы переработчиков по качеству материала?

Российский рынок хорошо знаком с полистиролом «Альфапор». Практически все переработчики в России работают с использованием нашего материала. Не будем скрывать, что сначала были сложности, даже наличие одной из самых современных европейских технологий и привлечение лицензиара с мировым именем (Sunpor) не является гарантией своевременного и беспроблемного пуска нового предприятия. Конечно, нам пришлось столкнуться с рядом сложных вопросов, связанных с качеством, но решались они не только на нашем производстве, но и достаточно часто на производственных площадках наших клиентов, которые ранее в большей степени использовали полистирол азиатских производителей.

Технология производства полистирола «Альфапор» – европейская, и для того, чтобы показать все наши преимущества, мы создали службу технической поддержки. Это, безусловно, создало мощный импульс не только в преодолении проблем у клиентов с перерабатываемостью материала, но и обеспечило свободный и конструктивный диалог между техническими специалистами контрагентов и производственными службами на нашем заводе.

Надо признать, что на российском рынке в целом есть проблемы с качеством пенополистирола. Контроль за качеством стройки и используемых материалов у нас в стране весьма слабый. Дело в том, что с помощью нехитрых манипуляций с предвспениваем гранулу полистирола можно раздуть, скажем, не в 10 раз, а в 20. Это означает, что можно визуально получить один и тот же объем, но так называемой нормальной плотности плиты достичь невозможно. Плиты будут разваливаться при любой деформации, скручивании или изгибе. Поэтому существует градация на легкие плиты и тяжелые. Все они имеют право на существование, но с разным предназначением. Надо утеплить курятник – берите плиты толщиной 5 см, а если жилой дом – нужны плиты толщиной 20–25 см и плотностью от 25 кг на м3. Отличие нашего полистирола от азиатского в том, что его гранулы не получится раздувать до бесконечности, из «Альфапора» значительно сложнее сделать некачественную плиту.

Ушли ли проблемы, связанные с горючим имиджем этого материала?

Проблема горючести – это не проблема самого пенополистирола, а скорее вопрос его неправильного применения. «Альфапор» – качественный вспенивающийся полистирол, произведенный по европейской технологии в соответствии со всеми нормами ЕС. При производстве используется антипирен, который препятствует горению, способствует затуханию в течение нескольких секунд и препятствует распространению огня.

В мае этого года совместно с ЦНИИСК им. Кучеренко мы провели огневые испытания мокрого фасада с утеплителем, изготовленным из полистирола «Альфапор». После воздействия открытого пламени в течение 50 минут система осталась целой, и фасадной системе с утеплителем из «Альфапора» присвоили категорию горючести K-0. В ходе испытаний использовался ПСВ толщиной 200 мм, хотя в основном при строительстве используется толщина не более 150 мм.

Полученный результат доказывает, что если пенополистирол изготавливать в соответствии с требуемыми нормами и из качественного сырья, а в утеплении зданий использовать надежную и проверенную систему мокрых фасадов, то такая фасадная система является пожаробезопасной.

Сергей Владимирович, если говорить о российском рынке полимеров в целом, чего ждать переработчикам? Есть ли перспективы устранения дефицита по ряду позиций?

Безусловно, российские производители стремятся занять те ниши, где сегодня присутствует импорт. По ряду продуктов это приведет к изменению баланса рынка: например, рынок полипропилена-гомополимера изменится с дефицитного на профицитный после запуска «Тобольск-Полимера». Аналогичная ситуация и на рынке ПЭТФ, который сегодня является дефицитным. Однако, учитывая планирующееся расширение мощностей на обеих площадках СИБУРа в 2013 году и недавно введенную в эксплуатацию мощность по производству ПЭТФ в Калининграде, объем российского производства станет достаточным для покрытия потребностей рынка.

Несколько иная ситуация – на рынке вспенивающегося полистирола. Введение СИБУРом второй очереди в Перми приведет к увеличению совокупной мощности российских производителей до уровня 125 тыс. т в год. Однако текущий уровень потребления и тенденции ежегодного роста рынка свидетельствуют о том, что полностью покрыть потребности рынка российским материалом не получится. Небольшая доля импорта останется и в дальнейшем.

Аналогичная ситуация – на рынке ПВХ. Сегодня этот рынок является дефицитным. Россия импортирует порядка 50% суспензионного ПВХ и около 80% – эмульсионного. Это связано с отсутствием достаточных мощностей для производства. Анонсированные проекты по созданию новых мощностей (включая СП СИБУРа и SolVin «РусВинил») и расширению существующих позволят сгладить ситуацию на рынке, однако даже этих мощностей не хватит, чтобы покрыть потребность в ПВХ только силами местных производителей.

«СИБУР Холдинг» активно идет в переработку, о чем неоднократно говорилось и на страницах нашего издания. Расскажите, как в частности, развивается бизнес акрилатов в компании?

Приобретение ОАО «Акрилат» в 2011 году было абсолютно логичным и имело своей целью вхождение в сегмент производства продукции с высокой добавленной стоимостью в рамках развития пропиленовой цепочки переработки. Ассортимент производимой продукции на момент приобретения состоял из акриловой кислоты (эфирного и полимерного сортов), а также ее эфиров. Изначально рассматриваемая возможность развития производственных мощностей и расширения переработки продукции ОАО «Акрилат» нашла свое продолжение в виде ряда инвестиционных идей, которые в настоящий момент переросли в самостоятельные проекты, находящиеся на разных стадиях реализации. Во втором полугодии этого годы мы планируем предоставить на утверждение Инвестиционного комитета компании проект по развитию акрилового бизнеса, тогда же и будут анонсированы детали.

В свое время компания собиралась развивать сегмент спецхимии. Есть ли уже какие-то результаты?

Углубление переработки продукции, в том числе в специализированных сегментах, – одно из наиболее быстро развивающихся направлений в компании. Помимо экономической привлекательности сегмента специальной химии свою роль при вхождении в «спешиалити» сыграла заинтересованность компании в диверсификации рисков, которым подвержены «коммодити».

В этом сегменте Дирекция уже реализовала сделку по приобретению «Акрилата», защитила и приступила к подготовке и реализации ряда как крупнобюджетных, так и среднебюджетных проектов. В частности, СИБУР и французская Rhodia подписали соглашение о намерениях по созданию СП для производства специальных поверхностно-активных веществ, которые используются в том числе для производства продуктов бытовой химии и средств личной гигиены, а также в отдельных сегментах нефтепромысловой химии, рост которых на целевых рынках составляет более 6% в год. Кроме того, можно отметить, что сотрудничество Дирекции пластиков и органического синтеза и научно-исследовательского центра СИБУРа НИОСТ в сегменте «спешиалити» привело к расширению продуктового портфеля компании.

СИБУР некоторое время назад вошел в сегмент БОПП-пленки. Как вы оцениваете ситуацию на этом рынке и каковы здесь планы компании?

Текущее потребление на душу населения в РФ ниже аналогичного уровня в развитых странах, странах Восточной Европы, Китая и составляет 0,8 кг в год на человека. Импорт БОПП-пленки в Россию составляет 30%. Ожидается, что до 2015 года рост спроса на рынке РФ будет составлять 3–5% в год.

В настоящее время компания реализует два проекта – строительство производств БОПП на площадке «Биаксплен НК» и на площадке «Томскнефтехима». Линия в Новокуйбышевске будет мощностью 30,5 тыс. т в год, линия в Томске станет самой мощной (38 тыс. т в год) и самой широкой (8,7 м) линией по производству БОПП в России. Запуск линии в Томске позволит обеспечить потребности рынков Сибирского и Уральского федеральных округов. Сейчас в этих регионах не базируется ни один производитель БОПП-пленки, а значит, логистические издержки крайне велики. Также к реализации планируются менее масштабные проекты по модернизации и оптимизации оборудования.

Сергей Владимирович, подводя итог нашей беседы, невозможно не затронуть животрепещущую тему ВТО. Как, на ваш взгляд, вступление в организацию отразится на полимерном рынке и на деятельности СИБУРа в частности?

Вступление в ВТО приведет к усилению конкуренции среди как российских производителей полимеров, так и конечных переработчиков, так как основным изменением станет снижение импортных пошлин, которое коснется и сырьевых рынков, и рынков производимых товаров. Учитывая, что пошлины будут снижаться постепенно, но при этом будут вводиться новые производственные мощности («Тобольск-Полимер», «РусВинил»), рынок перейдет из стадии дефицитного в профицитный. Поэтому изменение пошлин, как мы ожидаем, значительно не повлияет на ситуацию на рынке.