Попасть в десятку

24 ФЕВРАЛЯ 2011 | Журнал "Эксперт" | Вадим Пономарев

Объединение ОАО "СИБУР - Русские шины" и шинного бизнеса "Татнефти" поможет потеснить иностранцев на российском шинном рынке и создаст компанию, которой окажется по силам войти в десятку крупнейших мировых шинных производителей

В прошлом году российский шинный рынок вырос почти на треть (наибольший интерес у потребителей вызывают шины среднего ценового сегмента). Привлекательность этого рынка такова, что в России уже открыли свои шинные заводы Nokian, Michelin, строит Yokohama, готовятся Goodyear и Continental.

Но российские шинники свои позиции иностранцам уступать не хотят. Поэтому осенью прошлого года два крупнейших отечественных игрока - "СИБУР - Русские шины" (СРШ, входит в "СИБУР") и "Нижнекамскшина" (НКШ, входит в "Татнефть") объявили о слиянии. Но для того чтобы успешно конкурировать с иностранными шинниками, нужен технологический прорыв. Поэтому в декабре прошлого года был подписан меморандум о вхождении в российский шинный бизнес итальянского гранда мирового шинного рынка Pirelli и владельца основных российских автозаводов - госкорпорации "Ростехнологии". О том, как на основе российских активов будет создан высокотехнологичный национальный шинный холдинг, рассказывает генеральный директор ОАО "СИБУР - Русские шины" Вадим Гуринов.

- На какой стадии сейчас находится создание объединенной шинной компании?

- Завершена оценка активов, определены пути оптимизации производственных мощностей и трудовых коллективов, продолжаются переговоры с компанией Pirelli и госкорпорацией "Ростехнологии". Но самое главное - сделка по слиянию шинного бизнеса "Татнефти" и ОАО "СИБУР - Русские шины" в конце декабря прошлого года получила одобрение правительственной комиссии под председательством премьер-министра Владимира Путина. Поэтому мы планируем, что в первом полугодии этого года будет подписана вся документация и стороны приступят к закрытию сделки.

- Чем обеим сторонам выгодно объединение?

- Мы сможем сконцентрироваться на научно-технических разработках и целенаправленно инвестировать большие суммы в разработку новой продукции. За счет этого появится возможность расширить свою продуктовую линейку в легковом сегменте, дополнив ее производством шин 17–20 дюймов, которые относятся уже к премиальному классу. И через некоторое время российская объединенная шинная компания сможет войти в десятку крупнейших шинных концернов мира

- То есть главный конкурент - это иностранные производители шин?

- Сейчас мы фактически распыляемся на ненужную конкуренцию друг с другом. Обе компании обладают технологиями и оборудованием, позволяющими выпускать и легковые, и грузовые шины субпремиального сегмента. Но доминируют в этом сегменте на российском рынке пока зарубежные производители шин.

- В чем привлекательность альянса с итальянской Pirelli и госкорпорацией "Ростехнологии"?

- "Ростехнологии" являются контролирующим акционером АвтоВАЗа и КамАЗа. И присутствие госкорпорации в капитале объединенной компании обеспечит дополнительные возможности по сохранению объемов комплектации нашими шинами этих автозаводов и стабилизации наших планов развития. Pirelli интересна как технологический партнер и инвестор, который может помочь выйти в премиальный сегмент.

- Как известно, контрольный пакет объединенной компании будет принадлежать "Татнефти", оперативное управление - на первом этапе в основном менеджерской команде СРШ. С чем это связано?

- Компания "СИБУР - Русские шины" в плане повышения эффективности шинного бизнеса сделала многое. За пять лет из разрозненных активов нам удалось создать высокоэффективное предприятие с прозрачной системой корпоративных отношений, предприятие, работающее по стандартам международной финансовой отчетности. Поэтому стороны рассчитывают, что показатели рентабельности объединенной компании в результате запланированной интеграции будут не сильно уступать показателям ведущих мировых шинных производителей.

- Объединенная компания будет зарегистрирована в Татарстане?

- В Москве сохранится большинство функций корпоративного центра объ­единенной шинной компании, но зарегистрирована она будет действительно в Татарстане. Благодаря целенаправленным усилиям руководства Республики Татарстан и нефтяной компании "Татнефть" "Нижнекамскшина" в последние десять лет превратилась в одну из ведущих шинных компаний России с большим заделом для дальнейшего развития. Мы надеемся, что объединенная шинная компания позволит раскрыть потенциал шинного бизнеса "Татнефти" и СИБУРа в полном объеме.

- А что это даст Татарстану?

- Появление крупного национального производителя шин окажет, несомненно, позитивное влияние на экономику и инвестиционный климат Республики Татарстан. Операционные синергии, которые появятся в результате объединения, позволят увеличить прибыльность шинных активов, их прозрачность, а значит, объем налогов, которые сейчас получают республиканский и местный бюджеты, тоже вырастет.