Российский рынок полиолефинов показал себя как система автономная

11 АПРЕЛЯ 2011 | Журнал "Химкурьер"

Интервью с вице-президентом - руководителем дирекции пластиков и органического синтеза СИБУРа Сергеем Мерзляковым

Российский полимерный рынок не однороден, функционирует по правилам отличным от мировых, но растет высокими тепами. Глава полимерного бизнеса холдинга СИБУР Сергей Мерзляков оценивает ситуацию в целом оптимистично. Собственная сырьевая база и эффект масштаба производства позволяют предприятиям холдинга успешно работать даже в условиях жесткой ценовой конкуренции. Российский потребитель полимерного сырья всегда может рассчитывать на гарантированные поставки и скидки.

- Сергей Владимирович, насколько расширится российский рынок базовых (полиэтилена, полипропилена, ПВХ и полистирола) полимеров в 2011 году?

- Темпы роста потребления разных полимеров неодинаковы. Для рынка полиэтилена высокого давления - более зрелого - хорошим считается показатель 3-4% в год, а полипропилен можно отнести к быстро развивающимся сегментам, поэтому его ежегодный прирост потребления определяется двузначным числом за счет развития многочисленных ниш переработки. Вспенивающийся полистирол используется преимущественно в строительстве: здесь можно проследить четкую корреляцию в динамике. При этом рынок ПСВ достаточно молодой и помимо инерционного роста вслед за строительной отраслью, на нем возможен качественный прорыв, обусловленный ужесточением требований к энергоэффективности жилых зданий. Одним из определяющих факторов увеличения потребления ПЭТФ является температура. В 2010-м было довольно жаркое лето, поэтому по итогам года рынок вырос на 14%. В целом, 2011 год мы оцениваем оптимистично: темпы роста полимеров составят 4-20% в зависимости от вида полимера.

- Продукция каких азиатских производителей конкурирует с полимерами СИБУРа на российском рынке?

- Азиатские производители достаточно активны: их продукция на дефицитных рынках (ПВХ, ПСВ и ПЭТФ) востребована в России. Но холдинг СИБУР зарекомендовал себя как надежный партнер и при равных условиях конкуренции российские покупатели, по итогам наших исследований, выбирают полимеры нашей компании.

- Российские переработчики ПВХ обратились к Правительству РФ с просьбой о снижении ставки пошлины на ввоз этого полимера. Как, по Вашему мнению, изменится ситуация на этом рынке? Получат ли пепеработчики более дешевый ПВХ?

- Те компании, которые закупают ПВХ по прямым контрактам в Азии или Америке, действительно могут на каком-то этапе получить выгоду от снижения пошлины. В целом же прибыль получат торговые компании-посредники, импортирующие эту продукцию.

- Может ли это препятствовать строительству завода ‘‘РусВинил’‘?

- Наличие собственной сырьевой базы позволит продукции нового завода быть востребованной даже в условиях жесткой конкуренции по цене. Решение о проекте принято, и факторов, которые могут повлиять на ход строительства, не так много.

- После запуска ‘‘РусВинила’‘ на российский рынок увеличатся поставки ПВХ. Существует ли стратегия компании по стимулированию отечественных переработчиков? Планируется ли создание технопарка на базе завода по переработке ПВХ?

- Мы планируем в кратчайшие сроки построить завод и запустить производство. К тому моменту, по нашим ожиданиям, рынок будет готов вместить еще один такой же завод. Таким образом, дополнительного стимулирования переработчиков не потребуется. Мы, скорее, будем работать над оптимизацией логистики поставок сырья нашим клиентам.

- Сейчас в компании активно развивается собственная переработка полипропилена (недавно СИБУР купил производителя БОПП-пленки, развивает производства георешеток и геосеток из полипропилена), запланированы ли дальнейшие шаги по развитию мощностей переработки этого полимера?

- Сейчас менеджмент холдинга активно занимается развитием приобретенных активов. Планируется строительство новых линий по выпуску полипропиленовых пленок в Томске, Тобольске и Новокуйбышевске. На новокуйбышевском предприятии ‘‘Биаксплен НК’‘ в феврале состоялось торжественное открытие трех новых производственных линий, что позволит увеличить выпуск продукции с 26 до 42 тысяч тонн в год. Общий объем инвестиций в расширение производства превысил 500 млн. рублей. Благодаря реализованным проектам, на рынке РФ в 2011 году доля продукции ‘‘Биаксплена’‘ в валовом объеме продаж CPP пленки составит 17%, полиэтиленовой выдувной пленки - 3% и стретч-пленки - 4%. Новую линию по производству БОПП-пленки мощностью 35 тыс. тонн продукции в год намерены построить в 2011 году на западносибирской площадке СИБУРа - ‘‘Томскнефтехиме’‘ (более 100 тыс. тонн полипропилена в год). Это позволит сократить логистические затраты на поставки сырья. Мировой рынок БОПП-пленки в последнее время расширялся в среднем на 10% в год, российский спрос обладает еще большим потенциалом, поэтому инвестиции в развитие бизнеса закономерны. Есть планы по наращиванию мощностей по выпуску геоматериалов в Кемерово и Узловой: в связи с реализацией правительственных программ по улучшению качества и расширению транспортной сети, ожидается рост спроса на них. Кроме этого, специалистами СИБУРа разрабатывается стратегия развития производства компаундов /композитов на базе ПП и термоэластопластов для рынков автокомпонентов из пластика (бамперы, интерьер, уплотнители и пр.), бытовой техники (баки стиральных машин, внутренние шкафы холодильников и морозильников), а также строительства (оконные уплотнители). Это позволит расширить области применения основных полимеров, выпускаемых компанией, включая термоэластопласты. Переговоры о сотрудничестве и организации совместного бизнеса ведутся с мировыми производителями компаундов на базе полипропилена и ТЭПов как в РФ, так и за рубежом.

- В этом году на ГК ‘‘Титан’‘ планируют начать производство полипропилена, это скажется на планах компании по реализации продукции на внутреннем рынке?

- Даже если руководство компании ‘‘Титан’‘ найдет сырье и запустит, как обещает, мощности на 200 тыс. тонн полипропилена в год, в чем есть серьезные сомнения, это будет меньше, чем СИБУР с 1 млн тонн полипропилена к 2014 году. А крупный игрок всегда использует экономию на масштабе. Здесь мы не видим особых рисков.

- В 2010-м году ‘‘Сибур-Химпром’‘ запустил производство ПСВ. Когда производство планирует выйти на полную загрузку? Не испытывает ли завод недостатка в бензоле?

- Мы будем наращивать загрузку мощностей по мере наступления строительного сезона в России. С апреля в России потребление ПСВ как правило вырастает в 2 раза, поэтому даже 100% загрузки наших мощностей не хватит для удовлетворения существующего спроса. Стоит отметить, что в ходе реконструкции установки по производству стирола производство переведено на вакуумное дегидрирование, что приведет к снижению расходного коэффициента использования сырья – этилбензола, а также уменьшению потребления энергоресурсов.

- С ‘‘Сибур-Химпрома’‘ отечественным потребителям уже начали отгружать ПСВ, но стоимость этой продукции выше, чем азиатской. Какую стратегию продаж полимера на внутреннем рынке выберет компания?

- Основа нашей стратегии - импортозамещение. Для ее успешной реализации необходим комплексный подход. Важнейший фактор - качество производимого сырья, поскольку на сегодняшний день переработчики предъявляют высокие требования к нему. Также важными моментами являются быстрая доставка, отсутствие валютных, таможенных, логистических рисков. Все это должно быть подкреплено конкурентной ценой. Сейчас на марки, которые уже протестированы и акцептованы переработчиками, цена реализации на уровне импортного сырья. И значительно меньше цены реализации импортного полистирола.

- В феврале в Калининграде компания ‘‘Алко-Нафта’‘ запущено производство ПЭТФ. Изменится ли стратегия сбыта ПЭТФ у СИБУРа?

- Появление на российском рынке ПЭТФ еще одного игрока позволит уменьшить долю импортной продукции, которая по итогам 2010 года составила порядка 46%. Однако это не приведет к существенному изменению нашей стратегии реализации. ПЭТФ СИБУРа давно присутствует на этом рынке и востребован потребителями, а с ключевыми - у компании заключены долгосрочные соглашения.

- В 2009-2010 годах значительную долю полимеров предприятия холдинга СИБУР реализовывали по формульным контрактам, цены по которым часто были ниже спотовых. Трейдеры отмечают, что компания понесла серьезные убытки. Теперь СИБУР предлагает программу ‘‘СИБУР-бонус’‘. Если в формульных контрактах стоимость формировалась с учетом изменений котировок полимеров в Китае и Европе, то в программе ‘‘СИБУР-бонус’‘ она определяется ценами на рынке РФ. Можно ли сказать, что попытка работать на российском рынке по мировым стандартам и лучшим практикам в РФ потерпела неудачу? В чем причины? Программа ‘‘СИБУР-бонус’‘ - это повышение цен для потребителя?

- Система контрактации с конечными переработчиками в нашей компании непрерывно развивается уже в течение двух лет и не имеет аналогов на российском рынке. Основная цель проводимой кампании как раз соответствует мировым стандартам и лучшим практикам, которые обеспечивают прямые гарантированные долгосрочные поставки потребителю по конкурентоспособным ценам (при этом стоимость рассчитывается по прозрачной методике). Ценообразование в данном случае - это особенность каждого конкретного рынка, а рынок - это нестабильная система, на которую воздействуют множество внешних, во многих случаях совершенно непредсказуемых, факторов. По этой причине любое управленческое решение, подразумевающее определенную логику работы рыночных механизмов, несет в себе соответствующие риски, как для поставщика, так и для потребителя. Особенностью 2010 года являлось то, что российский рынок полиолефинов показал себя как система автономная, и не поддающаяся логике мирового ценообразования. Это несоответствие привело к расхождению между контрактными и рыночными ценами как в пользу потребителя в период дефицита продукции на внутреннем рынке, так и в пользу производителя в период профицита. То, что система потерпела неудачу, - это абсолютно неверно, поскольку ее прямым результатом стало увеличение доли нашей продукции на рынке страны, а также приобретение полезного опыта в новой системе продаж. Но мы не хотим останавливаться в своем развитии и намерены дальше совершенствовать систему, чтобы добиться справедливого и взаимовыгодного сотрудничества, а это требует времени и рассмотрения различных подходов. Надеемся, что наша новая система будет лучше приспособлена к изменениям ситуации на российском рынке, а ее участники -полностью удовлетворены как стабильностью и гарантией поставок, так и конкурентоспособной ценой.

- Новая система сбыта строится на новой модели отечественного полимерного рынка?

- Новая система сбыта строится на базе развития компетенций и применения лучших мировых практик в области реализации и маркетинга, и, безусловно, изменения, которые происходят на рынке, должны в ней отражаться.

- Холдинг уже классифицировал основных потребителей своей продукции? Можете ли назвать главные принципы классификации потребителей: кто войдет в категорию ‘‘VIP’‘, а кто останется в числе рядовых?

- Классификацию потребителей мы не проводили. Мы лояльны ко всем потребителям и готовы предложить продукцию каждому. СИБУР, обладая сетью региональных представительств, обслуживает даже потребителей с объемом закупок менее 1 тонны в месяц, не говоря уже о крупных переработчиках, работа с которыми ведется из корпоративного центра. Существуют, правда, некоторые ограничения по отсрочке платежа, поэтому со многими потребителями мы работаем исключительно по предоплате. Стоит отметить, что в случае чрезвычайных ситуаций и ремонтов на наших предприятиях в первую очередь обслуживаются клиенты, работающие по программе ‘‘СИБУР-бонус’‘. В рамках этой программы к нам может обратиться каждый переработчик ПВД со среднемесячным объемом более 100 тонн и сотрудничать с нами на более выгодных условиях. Размер скидки зависит от многих факторов, среди которых объем потребления, история работы с СИБУРом, финансовая дисциплина и прочие.

- Какие привилегии могут получить клиенты?

- Сотрудничая с нами по программе ‘‘СИБУР-бонус’‘, клиенты получают стабильные и гарантированные поставки сырья и постоянную скидку от цены продукта на рынке. Скидка определяется для каждого клиента отдельно в рамках действия программы, при успешном сотрудничестве и выполнении всех обязательств, либо увеличении объемов поставок, ее размер увеличивается.