СИБУР готовит экспансию в Европу через Усть-Лугу

03 ДЕКАБРЯ 2013 | Reuters | Дамир Хальметов

Нефтехимический холдинг СИБУР планирует увеличить производство СУГ в 2014 году почти на треть - до 5,0 миллионов тонн - и полностью загрузить свой новый терминал в Усть-Луге годовой мощностью 1,5 миллиона тонн, надеясь с его помощью закрепиться на рынке Европы, сообщил в интервью Рейтер гендиректор компании Дмитрий Конов.

Между тем Конов признал, что для СИБУРа экспорт СУГ уступает по доходности реализации полноценной нефтехимической продукции, однако надежды компании связаны с запуском новых установок на Тобольскнефтехиме, которые позволят нарастить производство, а также улучшить качество и повысить ценность пропана при поставках в Северную и Северо-Западную Европу.

СИБУР - крупнейший производитель и экспортер СУГ в России: на долю компании, по расчетам Рейтер, приходится примерно треть производства СУГ в стране, по итогам 2012 года - около 3,8 миллиона тонн, из которых половину, 1,9 миллиона тонн, компания направила на экспорт.

Ставка на Тобольск

СИБУР в первой половине 2014 года планирует ввести в строй вторую газофракционирующую установку (ГФУ) на Тобольскнефтехиме, что позволит увеличить мощности завода по переработке широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) с 3,8 миллиона тонн до 6,6 миллиона тонн в год, сообщил Конов.

Одновременно с запуском ГФУ-2 на Тобольскнефтехиме СИБУР запустит установку по очистке и осушке пропановой фракции от метанола мощностью 2,1 миллиона тонн в год, содержание метанола в продукте составит меньше 50 ppm (не более 0,005 процента от общей массы).

По словам Конова, рост производства на Тобольскнефтехиме произойдет благодаря привлечению дополнительных объемов ШФЛУ, в частности с Пуровского ЗПК НОВАТЭКа и Сургутского ЗСК Газпрома.

"Для нас эта совокупность - терминал в Усть-Луге и очистка пропана от метанола - дает возможность выйти на северо-запад и север Европы, в больший и более активный сегмент потребления - нефтехимию", - отметил Конов.

В октябре 2013 года СИБУР запустил комплекс по производству полипропилена Тобольск-Полимер. Комплекс расположен в непосредственной близости от Тобольскнефтехима, с которого на Тобольск-Полимер будет поступать сырье - более 600.000 тонн пропана в год.

Своё - дешевле

Запуск на полную мощность, 1,5 миллиона тонн, терминала в Усть-Луге в следующем году приведет к перераспределению объемов экспорта СУГ СИБУРа с южного и польского направлений на северо-западное, так как последнее - намного привлекательнее для производителя.

"У нас есть многомиллиардный объем инвестиций, который мы направили на строительство в Усть-Луге. Для нас было важно, чтобы терминал был физически в этом месте, потому что это более выгодное направление", - отметил Конов.

СИБУР инвестировал в строительство терминала в Усть-Луге 25 миллиардов рублей.

Конов уточнил, что затраты на доставку и перевалку СУГ через Усть-Лугу ниже на $80-100 за тонну по сравнению экспортом через морские порты РФ и Украины, а также погранпереходы в Польшу и Восточную Европу.

"Если посчитать, средняя стоимость перевалки одной тонны (через Усть-Лугу) выгоднее... в большей части за счет того, что сюда более дешевая железная дорога, фрахт осуществляется более крупными судами, и новый рынок, больше отвечающий нашей специфике", - отметил глава СИБУРа.

СИБУР начал тестовые отгрузки СУГ и нафты на собственном терминале в Усть-Луге соответственно в мае и в июле 2013 года и продолжил наращивать экспорт этих продуктов в течение осени.

Пошлинный вопрос

Конов сообщил, что возможное изменение формулы расчета экспортной пошлины на СУГ не окажет значительного влияния на финансовые показатели компании, так как основные объемы СУГ направляются на дальнейшую переработку, а повышение пошлины приведет к пропорциональному снижению цен на ШФЛУ.

"Повышение или снижение пошлины на СУГ приведет к изменению цены на СУГ на внутреннем рынке, которая учитывается в формульных контрактах той ШФЛУ, которую мы закупаем для переработки. Как только мы снизим цены, продавая сжиженные газы, у газовых компаний снизится цена, по которой мы покупаем ШФЛУ", - добавил он.

В октябре президент Владимир Путин на встрече с представителями нефтехимических компаний обещал подумать о повышении пошлины на СУГ до размера пошлины на нефтепродукты, несмотря на заверения Минэкономразвития не менять схему налогообложения в ближайшие три-четыре года. Решение по этому вопросу должно быть принято до 15 декабря этого года.

По мнению Конова, привязка пошлины на СУГ к пошлине на светлые нефтепродукты не логична из-за разной специфики происхождения продукта и более высокой стоимости светлых нефтепродуктов по сравнению со сжиженным газом.

"Стоимость СУГ в целом меньше, чем нефтепродуктов. Поэтому, если считать пошлину на СУГ также, как на светлые нефтепродукты, фискальная нагрузка на тонну СУГ получается существенно выше, чем на тонну светлых нефтепродуктов", - отметил он.

"С нашей точки зрения, прямо экстраполировать пошлину на светлые нефтепродукты на СУГи было бы неправильно", - добавил Конов.

Иметь или не иметь

Конов отметил, что СИБУР продал часть вагонного парка СИБУР-Транса с целью сокращения затрат: компания изначально снизила ставку на перевозку СУГ на 25 процентов, затем продала часть вагонного парка и взяла обратно в аренду по сниженной ставке.

"Снижение затрат на перевозку сжиженного газа было нашей основной задачей. Поэтому тема монетизации парка и взятия в аренду - это последняя точка. Сначала мы снизили ставку на 12.000 вагонов, потом продали свои 4.000 и взяли их обратно по уже сниженным ставкам", - сообщил Конов.

СИБУР в середине ноября продал 4.364 цистерн для перевозки СУГ железнодорожному оператору Rail Garant за 11,5 миллиарда рублей ($350 миллионов).

"Мы продали чуть больше половины собственного парка. Пока не продали нефтеналивные. Остались контейнеры и небольшой парк специализированных химических цистерн", - сказал Конов.

По его мнению, следующим шагом будет продажа нефтеналивных цистерн СИБУР-Транса.

"Там совершенно другой рынок, гораздо более неконцентрированный - перевозчиков много, вагонов больше, чем нужно, а ставки и так не самые высокие. Поэтому следующим нашим шагом, думаю, будут нефтеналивные", - отметил Конов.

Глава СИБУРа сказал, что системный выбор между владением объектом или покупкой услуги существует в привязке к практически любому инфраструктурному объекту компании, в том числе и к терминалу в Усть-Луге.

"Передача перевалки (СУГ в Усть-Луге) сторонним операторам никогда не обсуждалась. Другое дело - системный выбор между владением инфраструктурным объектом или покупкой услуги".

"Дальше у нас есть выбор - остаться с инвестицией и не тратить деньги на перевалку, либо найти инвесторов, продать терминал с одновременной покупкой услуги по перевалке на долгосрочной основе", - добавил он.

"Фантомный" газ

СИБУР поставляет СУГ по регулируемым ценам коммунально-бытовым потребителям в рамках балансовых заданий, однако глава компании не видит смысла в этой системе, так как, согласно экспертным оценкам, примерно 60 процентов газа не доходит до конечных получателей.

"Маржинальность поставок оседает между облгазами и коммерческими потребителями. Доходит до парадокса: например, идет газификация какого-то региона природным газом, при этом объем балансового задания по сжиженным газам не сокращается, хотя должен, по идее, сокращаться, потому что именно в этом цель газификации", - уточнил Конов.

"Балансовые задания являются замечательной "фантомной" вещью, которая не существует юридически, но существует практически. Но пока от Минэнерго будет поступать в виде прямого запроса график поставок по балансовым заданиям, мы будем его выполнять, потому что не хотим осложнять социальные отношения", - добавил глава СИБУРа.

По данным Минэнерго РФ, рост предложения СУГ на внутреннем рынке России в ближайшее время позволит отказаться от балансовых заданий и увеличить продажу топлива через биржу для повышения прозрачности ценообразования.

По подсчетам Минэнерго, объем предложения СУГ в РФ в этом году увеличился в несколько раз по сравнению с 2004 годом - до 14-17 миллионов тонн с 4,0 миллионов тонн, в том числе в рамках балансовых заданий реализуется около 1,0 миллиона тонн газа в год.