Юлия Румянцева: одних только ГОСТов для геосинтетики недостаточно

22 МАЯ 2014 | Газета "Plastinfo. Полимерный бизнес" | Ольга Жолобнюк

Юлия Сергеевна, в прошлом году на такой же конференции говорилось, что восемь национальных стандартов по геосинтетике вступило в силу с 5 апреля 2013 года, еще пять разработаны и должны вступить в силу до конца года. Произошло ли это и достаточно ли теперь регулирующих документов для того, чтобы использовать геосинтетические материалы в дорожном строительстве?

Нормативная база для применения геосинтетических материалов в дорожном строительстве в целом разработана. Но существует ряд проблем, которые ограничивают использование этой продукции. В реальной практике в конкретных условиях проектирования при подготовке конструктивно-технологического решения по сложному объекту подчас недостаточно общих нормативных характеристик геоматериалов, устанавливаемых ГОСТами.

В этой связи необходимо разработать в сотрудничестве с производителями материалов отдельную спецификацию – своего рода техническое задание на производство материала с новыми свойствами и дополнительными характеристиками, которые требует конкретный проект.

Поэтому мы предлагаем создать совместно с проектными организациями и производителями материалов своего рода стандарт взаимодействия заказчика, проектировщика и ответственных производителей геосинтетических материалов при получении материалов с особыми функциональными характеристиками, превышающими показатели ГОСТов.

Также стоит вопрос обеспечения качества геоматериалов. Для решения этой проблемы СИБУР предложил разработать с участием строительных организаций и производителей материалов и утвердить документом ГК ‘‘Автодор’‘ типовые технические условия поставки геоматериалов, по аналогии с практикой Германии, и в них урегулировать все вопросы организации контроля качества материалов от производства до укладки на объекте госкомпании.

Какие строительные организации уже являются партнерами по использованию геосинтетики СИБУРа?

СИБУР в октябре 2013 года подписал соглашение о сотрудничестве с ГК ‘‘Автодор’‘, в рамках которого стороны намерены сотрудничать в реализации совместных мероприятий, направленных на развитие транспортной отрасли в части обеспечения строительства, капитального ремонта и снабжения автомобильных дорог России современными полимерными дорожно-строительными материалами. СИБУР и ГК ‘‘Автодор’‘ также планируют организовать совместную работу по нормативно-техническому обеспечению применения современных дорожных материалов, в том числе на объектах ГК ‘‘Автодор’‘.

Стороны в рамках соглашения планируют вести работу по поддержке и развитию научно-технического потенциала в сфере дорожного строительства, производства и применения полимерных материалов. Компании также изучат вопрос формирования информационных общеотраслевых баз данных результатов применения геосинтетических материалов и полимерно-битумных вяжущих на конкретных объектах строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Наши материалы были применены на крупнейших объектах, в т.ч. на многих федеральных трассах. Соответственно, наши партнеры – это строительные, подрядные и проектные и организации различного масштаба практически на всей территории РФ.

Каков объем рынка этих материалов на сегодняшний день в России, увеличился ли объем по сравнению с прошлым годом?

Сейчас в мире выпускают более 400 видов геосинтетических материалов. Половина из них используется в дорожном строительстве, при этом наиболее распространенным видом является геотекстильное полотно, объемы потребления которого в мире превышает 1 млрд кв. м. При этом в России потребление геотекстиля в 2012 году оценивалось на уровне 200 млн кв. м, в 2013 году наблюдался рост до 235 млн кв. м. В этом году ожидается также рост рынка России.

Сколько километров дорог построено с использованием материалов СИБУРа?

На данный момент в России есть много примеров успешно функционирующих автомобильных дорог, построенных с использованием новых технологий и материалов. Среди них – такие как: трасса М1 ‘‘Беларусь’‘, М7 ‘‘Волга’‘, М8 ‘‘Холмогоры’‘, трасса ‘‘Чита – Хабаровск’‘, реконструированная автодорога ‘‘Южно-Сахалинск – Оха’‘, реконструкция трассы М53 ‘‘Байкал’‘ (на участке Красноярск – Иркутск), подъездные дороги множества месторождений, взлетные полосы региональных аэропортов. Таким образом, уже более 1000 км дорог в РФ построены с применением геоматериалов, произведенных компанией СИБУР. Мы готовы предоставлять геоматериалы для пилотных проектов и опытных участков в любом регионе строительства федеральных трасс. Именно реализация пилотных проектов позволяет сформировать необходимую научную базу для разработки нормативных документов.

Сколько СИБУР выпускает таких материалов в год?

В 2013 году объем производства геосинтетических материалов на предприятиях СИБУРа составил более 12 тыс. т (порядка 40 млн кв. м). Существующие производственные мощности позволяют увеличить объем производства исходя из потребностей рынка.

Какие заводы СИБУРа – от сырья до изделия – участвуют в создании материалов для дорожного строительства?

Производственные мощности компании по выпуску георешетки и геотекстиля располагаются на трех площадках – это филиал ООО ‘‘СИБУР ГЕОСИНТ’‘ в г. Кемерово, филиал ООО ‘‘СИБУР ГЕОСИНТ’‘ в г. Сургут, ООО ‘‘Пластик-Геосинтетика’‘ (г. Узловая, Тульская обл.). Основным сырьем для производства геоматериалов является первичный полипропилен собственного производства, поставляемого в зависимости от расположения площадок и марочного ассортимента со всех наших площадок – ‘‘Томскнефтехима’‘, ‘‘Тобольск-Полимера’‘ и ‘‘НПП ‘‘Нефтехимия’‘. Специально для проекта на предприятиях холдинга была разработана новая марка полипропилена для изготовления геосинтетических материалов.

Геоматериалы – это только часть производимой в СИБУРе продукции, которая находит применение в дорожном строительстве. На современном производстве ОАО ‘‘Воронежсинтезкаучук’‘ изготавливаются высококачественные термоэластопласты, использующиеся для производства полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Более того, выпускаемый на еще одной нашей площадке – ЗАО ‘‘СИБУР-Химпром’‘ – вспененный полистирол используется в производстве блоков и плит, которые в последнее время получают распространение в т.ч. и в дорожном строительстве.

Разрабатываются ли новые образцы продукции?

Мы реализуем гибкий подход к требованиям заказчикам, что обеспечило разработку и создание широкого ассортимента марок и с заданным набором характеристик, учитывающих специфику объекта строительства. За последнее время мы провели работу по усовершенствованию технологии производства, что обеспечило разработку новых специализированных марок геосинтетического полотна – КАНВАЛАН М и МФ. Данные марки производятся из 100%-го первичного полипропилена по технологии ‘‘спанбонд’‘, которая обеспечивает высокие прочностные характеристики полотна и соответствие самым высоким стандартам качества. Расширение продуктового портфеля ведется и за счет производства геокомпозитных материалов на основе наших модифицированных марок геополотна и сырья.

Какие материалы сегодня наиболее востребованы у дорожных строителей?

Среди дорожных строителей России самым популярным материалом уже много лет является геотекстильное нетканое полотно, вторым по полярности продуктом можно смело назвать плоскую экструзионную георешетку, ввиду того что ее применению способствует наличие разработанной и утвержденной Росавтодором методики расчета. Но тенденция рынка уже сейчас очерчивает перспективность использования различных геокомпозитов.

Насколько развита конкуренция на этом рынке? Хватит ли места всем в условиях появления новых игроков и не слишком быстрого внедрения?

Рынок геосинтетических материалов растет, при этом потребление до сих пор существенно ниже, чем в европейских странах. Поэтому мы уверены, что производимая продукция найдет свое применение на рынке, а рост конкуренции на рынке будет способствовать повышению качества продукции. Мы видим будущее за специально подобранными под нужды проекта и инновационными геосинтетическими материалами, доказывающими в работе свою актуальность и необходимость. К сожалению, настоящая ситуация такова, что на текущем рынке представлены в основном базовые материалы, конкурирующие за счет ценового фактора. А для качественных материалов и решений места на рынке хватит всем.