ООО «СИБУР» — управляющая организация ПАО «СИБУР Холдинг».
117218, Москва, ул.Кржижановского, 16/1
Оставайтесь в курсе событий
ПодписатьсяВ последний день июня совет директоров компании Amtel-Vredestein (далее - «Амтел») одобрил условия поглощения шинных активов «СИБУРа». Переговоры о слиянии упомянутых производителей шин (двух из трех крупнейших в России) велись на протяжении нескольких месяцев.
Формально сделка оформлена как приобретение «Амтелом» шинных активов «СИБУРа» в обмен на допэмиссию 159,3 млн собственных акций. К трем нынешним предприятиям «Амтела» добавятся четыре шинных завода «СИБУРа», плюс доля в СП
В результате слияния активов появится шинный холдинг с оборотом около 2 млрд долларов. Согласно заявлениям участников сделки, новая компания «будет более прибыльной благодаря сокращению издержек за счет роста производства», «войдет в десятку крупнейших мировых производителей шин» и, «являясь бесспорным лидером в сегменте грузовых и внедорожных шин, займет такую же позицию на рынке легковых шин и шин для легких грузовиков».
Попробуем разобраться, насколько действительно светло светлое будущее созданного предприятия.
Падающая звезда
Хотя слияние выглядит как поглощение «СИБУРом» «Амтела»,
Холдинг подкосили ошибки в определении финансовых рисков: он привлекал значительные займы для финансирования инвестпрограммы (приобретение Vredestein Banden, шинного ритейла, строительство в Воронеже нового завода), рассчитывая на быстрый эффект от ее реализации. В итоге масштабный выпуск шин под европейским брендом Vredestein в России так и не начался, проект
«Амтел» было начал переговоры с Continental о возможной продаже, но у немецкой компании не возникло желания приобретать убыточный бизнес в России. После этого взоры акционеров и менеджмента «Амтела» обратились в сторону «СИБУРа», однако в начале этого года руководство нефтехимической компании заявило, что условием сделки является решение «Амтелом» проблем с кредиторами. То ли проблемы решились, то ли «СИБУР» понял, что чересчур долгое ожидание может закончиться банкротством контрагента и сделка сорвется, так или иначе слияние состоялось.
С секатором в руках
У «СИБУРа» с шинным бизнесом тоже было не все хорошо. Во времена создания нефтехимической компании ее руководство решило продлить технологическую цепочку, связанную с выпуском каучуков, в направлении производства шин. Однако синергии не возникло: каучуки хорошо продавались за рубеж сами по себе, а расчет рентабельности шинных заводов не по трансфертным, а по рыночным ценам на сырье давал отрицательные показатели. Нужно признать, что попытка решить эту проблему была предпринята, причем довольно успешная.
Для санации непрофильного подразделения была создана управляющая компания «
«СИБУР» давно считал шинный бизнес непрофильным и не имел желания вкладывать в него большие средства. В ходе сделки по выкупу акций менеджерами компании не были наложены ограничения на операции с шинными активами, что сделало возможным их удаление из состава холдинга. О том, велись ли с кем то, кроме «Амтела», переговоры о продаже шинных заводов или
Распродавать же заводы по одному холдинг, видимо, не захотел.
Движение под уклон
Оба участника сделки вроде бы решили свои проблемы с минимальными затратами. «СИБУР», ничего не заплатив, получил контроль над публичной шинной компанией с относительно современным оборудованием и доступом на европейский рынок. Акционеры «Амтела» избежали банкротства предприятия и сохранили надежду на возврат потраченных средств — долговая нагрузка объединенной компании составит 5 EBITDA, а не 10, как сейчас, что менее критично.
Однако как дальше будет существовать созданный холдинг — вопрос.
При этом российский шинный рынок оставляет мало шансов отечественным производителям, их позиции ухудшаются год от года вслед за ростом доходов населения и изменением структуры автопарка. Выйти из исчезающего низшего ценового сегмента им удается с большим трудом, несмотря на обновление оборудования и маркетинговые усилия. Слишком поздний старт и слишком сильно предубеждение потребителей против российской продукции на фоне стремительной экспансии западных шинных компаний. Исключение, с некоторыми оговорками, составляет, пожалуй, только «Нижнекамскшина», удерживающая позиции на рынке, правда тоже далеко не в премиальных его сегментах. Положение наших героев намного сложнее. Если заводы западных компаний в России наращивают выпуск легковых шин, то «Амтел» и «СИБУР» его сокращают (см. график 2). По итогам прошлого года позиции компаний на внутреннем рынке далеки от доминирования (см. график 3), а, учитывая продолжающееся снижение производства, доля укрупненного «Амтела» на рынке легковых шин не превысит 20%, хотя компания будет контролировать шесть из десяти советских шинных заводов. На рынке грузовых шин доля холдинга составляет около 40% и тоже сокращается, в том числе потому, что на пользующиеся у нас все большей популярностью импортные микроавтобусы ставятся импортные же шины. Оказывать воздействие на рынок за счет эффекта масштаба у компании тоже не получится. Да, 2 млрд долларов продаж выглядят внушительно, однако это не дает компании пропуска даже в первую десятку мировых производителей шин, хотя, скажем, Nokian российский холдинг пока обгоняет (см. таблицу 2).
Сворачивать некуда
Одним словом, новому руководству и собственникам «Амтела» придется работать в весьма непростых условиях и придумывать что то, чтобы переломить негативный тренд. Омолодить увядающий и теряющий конкурентоспособность бизнес при минимуме усилий — задача не из простых. Можно, конечно, задействовав административный ресурс, установить заградительные пошлины на импортные шины, обязать автозаводы западных компаний использовать для комплектации только шины российского производства и предлагать шинным грандам создавать СП, выдавая «в нагрузку» малопривлекательные отечественные заводы.
Однако,
Пожалуй, единственный вариант
Собственно, осталось всего ничего — убедить российских потребителей эти шины покупать. И здесь критичным становится умение менеджмента создавать устойчивые и узнаваемые бренды, навыки формирования и управления потребительским спросом. Это как раз то, на чем собаку съели мировые лидеры шинного рынка и чем российские игроки пока владеют в минимальной степени. Конечно, объективно сложно реализовывать продукцию, произведенную на старом оборудовании по старым технологиям. Однако сейчас этой проблемы перед нашими шинниками уже нет, оборудование обновлено, а маркетингу, как показывает опыт, научиться можно довольно быстро. Поэтому есть надежда, что российская шинная индустрия
Таблица 1
Жизнь после "Амтела" - история активов группы
Площадка |
Продукция |
Куплен (год) |
Продан (год) |
Дальнейшая судьба |
Волжский |
Шины |
1994 |
2001 |
Продан "СИБУРу" |
Красноярск |
Шины |
1997 |
2006 |
Продан "Востокшинаинвесту" во главе с Игорем Шамко |
Киров |
Шины |
1999 |
- |
В 2002-м и 2004 годах проведена модернизация, основной российский актив холдинга |
Белая Церковь (Украина) |
Шины |
1999 |
2004 |
Продан, с 2005 года под контролем Константина Жеваго |
Кемерово |
Химволокна |
2001 |
2006 |
Продан, предположительно структурам "Альфа-груп" |
Красноярск |
РТИ |
2001 |
2003 |
Признан банкротом, в 2005 году имущество продано местной "Стройтехнике" |
Волгоград |
Техуглерод |
2002 |
2005 |
Продан собственникам Омского завода техуглерода |
Чернигов (Украина) |
Химволокна |
2002 |
2003 |
Продан структурам Александра Ярославского |
Воронеж |
Шины |
2002 |
- |
В 2003 году проведена модернизация, основной российский актив холдинга |
Энсхеде (Нидерланды) |
Шины |
2005 |
- |
Единственный зарубежный актив холдинга |
Москва |
Шины |
2006 |
2008 |
Продан Midland Resources, остановлен в марте 2008 года |
Таблица 2
Не в десятке. По объему выручки объединенная компания займет тринадцатое место в мире
|
Компания |
Страна |
Выручка в 2007 г. (млрд долл.) |
Чистая прибыль в 2007 г. (млн долл.) |
Капитализация на 07.07.08 (млрд долл.) |
1 |
Bridgestone |
Япония |
32,7 |
1 270 |
11,8 |
2 |
Michelin |
Франция |
26,3 |
1 208 |
10,6 |
3 |
Continental |
Германия |
25,7 |
1 577 |
15,1 |
4 |
GoodYear |
США |
19,6 |
602 |
4,3 |
5 |
Pirelli |
Италия |
10,5 |
255 |
3,6 |
6 |
Sumitimo |
Япония |
5,5 |
189 |
1,9 |
7 |
Yokohama |
Япония |
5,2 |
199 |
1,5 |
8 |
Hankook |
Корея |
3,5 |
149 |
2,0 |
9 |
Toyo |
Япония |
3,3 |
58 |
0,6 |
10 |
Cooper Tires |
США |
2,9 |
120 |
0,4 |
11 |
Kumho |
Корея |
2,5 |
-41 |
0,6 |
12 |
Cheng Shin |
Тайвань |
2,1 |
182 |
1,8 |
13 |
Аmtel+СИБУР |
Россия |
2,0 |
н.д. |
0,7 |
14 |
Nokian Tyres |
Финляндия |
1,6 |
261 |
5,9 |