Реформа энергорынка опять отложена

Минэнерго в очередной раз отложило реформу рынка электроэнергии: на этот раз срок — не раньше июля 2014 года — привязали к реформе рынка теплоснабжения. Министерство хочет исключить перекрестное субсидирование, когда за счет энергорынка сохраняются низкие тарифы на тепло. Это потребует либерализации цен на тепло и инвестиций в модернизацию на уровне 2 трлн руб. Но пока неясно, где взять эти средства на фоне политики сдерживания тарифов.

Окончательное решение по выбору новой модели энергорынка будет сделано только после принятия модели рынка тепла, сообщил вчера министр энергетики Александр Новак. Разработка новой модели энергорынка была одной из задач Минэнерго на этот год. Ее планировали представить еще в июле, но срок все время переносился. Сейчас обсуждение стихло, а курировавший энергетику замминистра Михаил Курбатов, уходя в сентябре со своего поста, заявил, что, по его мнению, ‘‘в текущих макроэкономических реалиях разумно перенести решение на год’‘. 

Сегодня есть три модели модернизации энергорынка. В основе первой лежат свободные двусторонние договоры между продавцом и покупателем электроэнергии (ее поддерживает Минэнерго, часть крупных потребителей и генераторов). Вторая — ‘‘ДПМ-штрих’‘ — поддерживается частью генераторов во главе с ‘‘Газпром энергохолдингом’‘ и ‘‘Интер РАО’‘ и предусматривает введение новых договоров на предоставление мощности (ДПМ), гарантирующих окупаемость инвестиций в модернизацию. Третий вариант — дополнение нынешней модели долгосрочным конкурентным отбором мощности (КОМ, гарантирует электростанциям постоянные выплаты на четыре года вперед). Долгосрочный отбор входил и в реформу РАО ‘‘ЕЭС России’‘, его планировали ввести еще с 2011 года. 

По словам господина Новака, анализ КОМ показал, что основные недостатки действующей модели — это ‘‘очень большое перекрестное субсидирование между теплом и электроэнергией’‘. Для сдерживания тарифов на тепло часть его себестоимости закладывается в цену на электроэнергию. По оценке аналитика Газпромбанка Натальи Пороховой, только для ТЭЦ, работающих на оптовом энергорынке, общий объем такого субсидирования может оцениваться в 40 млрд руб. в год. По словам Александра Новака, окончательные решения по модели энергорынка будут приняты только после утверждения новой модели рынка тепла. Концепция реформы уже согласована с федеральными органами исполнительной власти, уточнил он, до конца года ее рассмотрят на уровне премьера и президента. Начало реформы запланировано на 1 июля 2014 года.

Новая модель рынка тепла предполагает, что в городах выбирается наиболее крупный поставщик, которому присваивается статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Взамен ЕТО продает тепло не по жесткому тарифу, а по договорной цене — не выше тарифа так называемой альтернативной котельной (цена, при которой выгоднее построить котельную, чем получать тепло от централизованных источников). Эту реформу хотели провести в 2014-2017 годах, но она предполагает поэтапную либерализацию цен для промышленности и населения. В обмен ЕТО должны провести модернизацию теплоснабжения.

По оценке НП ‘‘Совет производителей энергии’‘ (объединяет крупную генерацию), модернизация теплоснабжения будет стоить около 2 трлн руб. Но за счет населения (это 58% потребления в системах централизованного теплоснабжения) средства получены не будут: темп роста тарифов для него, сообщается в презентации Минэнерго, не должен превышать параметры, утвержденные правительством (в 2014 году в теплоснабжении ожидается индексация на 4,2%). 

По словам руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Александра Григорьева, средства для модернизации частично можно получить при возвращении промышленности к системе централизованного теплоснабжения, но он сомневается, что промпотребители, уже создавшие свою теплогенерацию, склонны вернуться. По его мнению, оптимальный вариант оплаты— целевое финансирование государством обновления теплосетей при использовании только отечественного оборудования, в том числе за счет льготного кредитования. Летом Минэнерго предлагало направить на проекты модернизации систем теплоснабжения 181,1 млрд руб. из средств ФНБ.

Контакты для прессы
  • Направление «Информационная политика» ООО «СИБУР»
  • Тел.: +7 (495) 937-17-26
  • Начальник направления «Информационная политика»
  • Черников Дмитрий
  • E-mail: ChernikovDYu@sibur.ru
  • Пресс-секретарь
  • Наталья Антоненко
  • Тел.: +7 (915) 203-88-25
  • E-mail: AntonenkoNV@sibur.ru
Подписаться на новости