У богатых свет ярче и дороже

К тому времени «перекрестку» планируется сократить в четыре раза. Субсидировать наименее обеспеченную часть населения вместе с промышленностью будут состоятельные граждане. «Богатые» потребители будут платить в два раза больше «бедных».

 В этом году перекрестное субсидирование в электроэнергетике может быть легализовано на законодательном уровне, говорится в проекте Стратегии развития сетевого комплекса страны, с которой удалось ознакомиться РБК daily. Как говорится в документе, в 2011 году объем перекрестного субсидирования достиг 220 млрд руб. В прошлом году, по оценкам энергетического центра «Сколково», «перекрестка» составила 323 млрд руб.

В стратегии предлагается несколько мер для решения этой проблемы. В 2014 году будет введена социальная норма потребления. Предполагается, что жители будут оплачивать фиксированный объем потребления электроэнергии по относительно низким тарифам (для всех регионов — разный объем), а за расход сверх нормы заплатят по повышенной цене.

Кроме того, со следующего года объем «перекрестки» будет распределяться по новому, «социально справедливому» принципу. До сих пор размер субсидий был прямо пропорционален объему потребленной электроэнергии, так что, по данным экспертов «Сколково», в 2011 году самые обеспеченные потребители получали 492 руб. субсидий в месяц, семьи с самым маленьким доходом — только 225 руб.

По новым правилам, наименее обеспеченные жители получат 100-процентное субсидирование, а самые богатые заплатят по повышенному, «экономически обоснованному» тарифу. При этом цена для богатых потребителей будет подниматься постепенно, но конкретные сроки в документе не указаны.

После реализации этих и некоторых других мер объем перекрестного субсидирования к 2022 году в России снизится в несколько раз, до 45—50 млрд руб. Эта сумма как раз позволит субсидировать наименее обеспеченных потребителей (порядка 30% домохозяйств), резюмируют сетевики.

Как будут определять нуждающихся в субсидиях и самых обеспеченных потребителей, в документе не сказано. В ФСК и Холдинге МРСК процедуру пояснить не смогли. «Возможно, используют ту же схему, что и при оплате услуг ЖКХ. Индикатором может стать доля расходов на электроэнергию от общего дохода семьи», — говорит директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. В этом случае гражданам неизбежно придется подавать справки о доходах в управление социальной защиты муниципального образования либо сбытовые компании или службы одного окна.

При определении категорий «бедных» и «богатых» может быть учтен не только доход семьи, но и объем потребления электроэнергии в год, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков. Средний уровень потребления среди регионов разнится, так что критерии принадлежности потребителя к той или иной категории будут определять региональные власти.

Сколько в итоге составит «экономически обоснованный» тариф для «богатых», неизвестно. Наталья Порохова из Газпромбанка считает, что речь может идти о стоимости, аналогичной цене для юридических лиц на низком напряжении, которая более-менее «очищена» от «перекрестки». То есть вместо нынешних 2,5 руб. (средняя цена для населения по стране) обеспеченные потребители будут платить 5 руб.

Цифра может быть и ниже, считает руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. По его словам, чтобы утвердить высокую, но экономически обоснованную стоимость, сетям придется обосновать и затраты. В противном случае высокая цена может вызвать несогласие потребителей.

Сегодня необходимость тех или иных затрат и, соответственно, необходимых тарифов для сетевиков оценивают местные РЭКи, но процедура не является прозрачной: критериев для определения затрат нет, поэтому комиссии раздают тарифы на свое усмотрение. В результате необоснованные расходы, заявленные сетевиками, раздувают общий тарифный «котел», а значит, и конечную цену для потребителей, говорит Александр Григорьев. Прозрачная схема учета затрат приведет к конкуренции между сетевыми компаниями и создаст предпосылки для снижения тарифов, добавляет он.

Аналитики сходятся во мнении, что указанные сроки и объемы сокращения перекрестного субсидирования вполне обоснованны. «Главное, что механизм будет запущен, и если уже к 2022 году объем «перекрестки» удастся снизить до 15—20% от сегодняшнего, в дальнейшем свести ее к нулю будет гораздо проще», — считает Сергей Пикин.

Контакты для прессы
  • Направление «Информационная политика» ООО «СИБУР»
  • Тел.: +7 (495) 937-17-26
  • Начальник направления «Информационная политика»
  • Черников Дмитрий
  • E-mail: ChernikovDYu@sibur.ru
  • Пресс-секретарь
  • Наталья Антоненко
  • Тел.: +7 (915) 203-88-25
  • E-mail: AntonenkoNV@sibur.ru
Подписаться на новости