В Госдуму внесен законопроект о сохранении перекрестного субсидирования в энергетике

В соответствии с ней Федеральная сетевую компанию (ФСК) обязана передавать в аренду Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК) небольшие участки магистральных сетей. Промышленные потребители в этом случае вынуждены переплачивать за электроэнергию, поскольку им приходится заключать договоры как с ФСК, так и с МСРК. Но тем самым они субсидируют более низкие тарифы для населения. Ожидается, что эта схема будет действовать только до 2014 года.

Необходимость продления действия ‘‘последней мили’‘ и перекрестного субсидирования депутаты объясняют тем, что отмена субсидирования приведет к росту тарифов на передачу электроэнергии, а также тарифов для конечных потребителей (от 146 до 154% в зависимости от уровня напряжения). Кроме того, это чревато убытками для территориальных сетевых организаций (МРСК). Так депутаты из Еврейской АО указывают, что местная территориальная сетевая организация в 2011–2012 годах понесла убытки в 1 млрд рублей, поскольку неназванный крупный потребитель, занимающий более 50% от общего объема потребления электрической энергии в регионе, ушел на прямой договор с ФСК.

Ранее с инициативой продления ‘‘последней мили’‘  года уже выступали депутаты заксобрания Хакасии. Впрочем, по словам представителей НП ‘‘Сообщество потребителей энергии’‘ законопроект до сих пор находится в комитете ГД по энергетике и на него пока даже не запрашивали отзывы.

Кроме того, по словам председателя наблюдательного совета НП ‘‘Сообщество потребителей энергии’‘ Александра Старченко, в 2010 году, когда в Думу вносился совершенно аналогичный проект закона о продлении действия ‘‘последней мили’‘, авторами были те же люди, из тех же региональных заксобраний. Речь шла об усилении адресной помощи населению и отказе от перекрестного субсидирования

— Но поскольку они ничего не успевали сделать, они предлагали продлить ‘‘последнюю милю’‘. Прошло три года, и сегодня мы видим эту картину снова, никаких изменений в позиции региональных руководителей, — говорит Старченко.

Между тем общий объем перекрестного субсидирования за эти годы значительно вырос. Так, в 2011 году, по данным энергоцентра бизнес-школы ‘‘Сколково’‘, размер перекрестного субсидирования составил 324 млрд рублей, тогда как в 2004 году, по данным фонда ‘‘Институт экономики города’‘, объем перекрестного субсидирования составлял 86 млрд рублей.

По словам Старченко, сохранение ‘‘перекрестки’‘ отъедает у страны около 0,8% ВВП и отнимает годовой объем прироста промышленного производства.

Между тем в Министерстве энергетики пытаются разработать механизм, который бы снизил объемы перекрестного субсидирования, но не сказался бы критично на малом и среднем бизнесе, а также населении. Впрочем вчера в Минэнерго не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с ‘‘последней милей’‘.

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, принятие данного законопроекта выгодно прежде всего ОАО ‘‘Россети’‘ (управляет МСРК), так как они теряют серьезную часть доходов в случае отмены ‘‘последней миле’‘. В холдинге не смогли оперативно ответить на запрос ‘‘Известий’‘.

Аналитик ‘‘Атона’‘ Илья Купреев напомнил, что такие регионы, как Хакасия и Красноярск, имеют большое количество потребителей, которые работают по механизму ‘‘последней мили’‘ и отказ от нее приведет к росту тарифов на передачу электроэнергии как минимум в два раза.

— Если не принуждать крупных потребителей к продолжению договоров ‘‘последней мили’‘, такая компания, как, например, ‘‘МРСК Сибирь’‘, обанкротится. Так как она имеет потребителей-неплательщиков с одной стороны и тарифными компаниями с другой, которые не позволяют перекладывать выпадающие доходы на остальных потребителей региона, — объясняет Купреев.

В этой ситуации, по словам аналитика, быстрого решения нет, но вероятнее всего на законодательном уровне будет принято решение о сохранении ‘‘последней мили’‘ с учетом общего тренда по сдерживанию роста цены на электроэнергию.

Контакты для прессы
  • Направление «Информационная политика» ООО «СИБУР»
  • Тел.: +7 (495) 937-17-26
  • Начальник направления «Информационная политика»
  • Черников Дмитрий
  • E-mail: ChernikovDYu@sibur.ru
  • Пресс-секретарь
  • Наталья Антоненко
  • Тел.: +7 (915) 203-88-25
  • E-mail: AntonenkoNV@sibur.ru
Подписаться на новости