Ассистент по вопросам
продажи и продуктам
Здравствуйте!
Как Вам удобнее с нами связаться?

Ваш браузер устарел. Пожалуйста, обновите версию для просмотра сайта

Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, воспользуйтесь другим для дальнейшего использования ресурса

Все сайты
Назад
Компания
Клиентам
Инвесторам и акционерам
Устойчивое развитие
Закупки
Пресс-центр
Раскрытие информации
Акционерам

"Упор мы делаем на работу на внутреннем рынке"

Бизнес дирекции пластиков и оргсинтеза СИБУРа – это большое число различных продуктов, находящих применение как в промышленности, так и в повседневной жизни россиян. Среди них материалы для производства различных видов упаковок, химические соединения для моющих средств и косметики, сырье для выпуска теплоизоляционных панелей, антифризов и незамерзающих жидкостей, пластиковых окон, дверей и многое другое. Ухудшение экономического фона, курсовые колебания, новые государственные приоритеты меняют ситуацию на рынке. Член правления – управляющий директор СИБУРа Павел Ляхович рассказал о том, каким компания видит будущее как самой дирекции, так и ее ключевых производственных объектов.

- Какова стратегия развития бизнеса дирекции?

- У нас разнообразный продуктовый портфель. Но несмотря на это, технологически бизнес логично выстроен по нескольким производственным линиям, в основе которых лежит переработка базовой нефтехимической продукции – этилена, пропилена, бензола, параксилола, – с единой стратегией развития. Ее можно кратко охарактеризовать так: во-первых, удлинение цепочек переработки для создания премиальных продуктов, а во-вторых, повышение конкурентоспособности производственных площадок за счет реконструкции и модернизации мощностей и сопутствующей инфраструктуры, направленной на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей.

Безусловно, упор мы делаем на работу на внутреннем рынке, на импортозамещение, которое в последнее время стало основным фокусом внимания государственной промышленной политики. Процесс этот достаточно длителен, и должен сказать, что те успехи, которых мы уже добились, являются результатом наших усилий в предыдущие 3–5 лет.

- Рассматриваются ли варианты по расширению бизнеса, например выход в сегмент поверхностно-активных веществ (ПАВ)?

- Мы рассматриваем такую возможность как один из вариантов углубленной переработки продукции в товары, востребованные российским рынком. Нами уже проделана большая работа, результатом которой стала фиксация всех ключевых параметров и вех проекта. Для повышения надежности сырьевого обеспечения выпуска ПАВ в 2013 году проведена реконструкция производства окиси этилена на «СИБУР-Нефтехиме» с ростом мощности до 300 тыс. тонн в год. Параллельно осуществлен проект по увеличению мощности пиролизной установки «СИБУР-Кстово». Это позволяет нам с уверенностью говорить, что проект ПАВ также будет реализован. Через несколько лет мы получим в Дзержинске современное производство для товаров бытовой химии и целого ряда промышленных применений. Это существенно повысит надежность снабжения отраслей-потребителей отечественным сырьем.

- Не прекращаются разговоры вокруг вариантов регулятивного сжатия рынка полиэтилентерефталата (ПЭТФ), а это один из важнейших продуктов. Каковы могут быть последствия?

- Безусловно, последствия возможного введения фактического запрета на розлив пива в ПЭТ-тару (а находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме проект закона в случае его принятия означает именно это) будут крайне негативными. Пострадают прежде всего покупатели, которые лишатся удобной, легкой, дешевой и совершенно безопасной для здоровья упаковки. Значительно ухудшится положение производителей преформ, которые столкнутся с падением спроса примерно на 20%.

Серьезным будет удар по пивоваренной отрасли, в первую очередь по мини-пивоварням, которые разливают более 95% продукции в ПЭТ. Произойдет сокращение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Закрытие пивоварен и производителей преформ приведет к росту безработицы и социальной напряженности. Наконец, серьезный удар будет нанесен по отечественным производителям ПЭТФ, которые лишатся потенциала развития.

Выпуск бутылочного ПЭТФ - гранулята – одна из немногих отраслей, которая была создана в России с нуля за последние 20 лет. В стране сейчас на основе современных технологий мирового уровня работает четыре завода, их продукция полностью соответствует всем требованиям потребителей и успешно конкурирует с импортом из Китая и Южной Кореи. В случае с ПЭТФ мы имеем дело с реально произошедшим импортозамещением, ведь за последние годы доля зарубежной продукции на нашем рынке снизилась с 70–80% до 25–30%. При этом средства в развитие мощностей были вложены частными инвесторами.

В случае введения запрета на розлив пива эти современные, стабильно работающие предприятия потеряют часть текущего и потенциального рынка сбыта, что приведет к сильному ухудшению их экономического положения, поставит на грань остановки. Ведь не секрет, что рентабельность полиэфирной отрасли как в России, так и за рубежом невысока из-за сильного профицита мирового рынка, что, в свою очередь, вызвано недавним введением избыточных мощностей в Китае. Инициатива по введению ограничений на розлив пива в ПЭТ идет полностью вразрез с государственной промышленной политикой. В случае ее принятия сократится производство ПЭТФ и увеличится экспорт параксилола – продукта более низкого передела. В результате добавленная стоимость от производства ПЭТФ будет создаваться не у нас, а за рубежом.

- Почему спрос на ПЭТФ внутри России в последние годы стагнирует?

- Потребление любого товара демонстрирует разную динамику на разных стадиях жизненного цикла, ПЭТФ не исключение. Если вспомнить 1990- е – первую половину 2000-х, то был взрывной рост спроса, на 10–15% в год. Постепенно, по мере перехода рынка в более зрелое состояние, темпы сокращались.

Наконец, не надо забывать, что потребление бутилированных напитков традиционно сокращается в периоды кризисных явлений в экономике. Именно это мы наблюдаем на российском рынке с прошлого года. В условиях снижения реально располагаемого уровня доходов потребители уменьшают закупки бутилированных напитков, переходя на более доступные альтернативы домашнего приготовления – чай, компот и т.д. Больше всего страдает сегмент сладких газированных напитков. Но с завершением кризиса потребление бутилированных напитков достаточно быстро восстанавливается.

- Развивается проект производителя синтетических текстильных волокон «Иврегионсинтез». Но его ключевая интрига – сырьевое обеспечение. СИБУР может быть поставщиком?

- Мы можем вести речь о поставке гликолей. А что касается терефталевой кислоты (ТФК), то производство и потребление данного продукта в периметре нашей компании сбалансированы, поэтому сейчас мы не можем покрыть спрос ивановского предприятия.

Если говорить в целом о ТФК и гликолях как продуктовых группах, они очень хорошо вписаны в наши цепочки. СИБУР занимает прочные позиции на рынке и стремится сохранить их. Свидетельством этому служит тот факт, что компания активно инвестирует средства в развитие выпуска этих продуктов. В прошлом году мы завершили реконструкцию производства окиси этилена и гликолей в Дзержинске, что позволило нам повысить надежность работы оборудования.

- Ожидаете ли вы падения спроса на пенополистирол?

- С одной стороны, на ситуацию влияет снижение курса рубля, которое сделало недоступным ранее привычный импорт. Конкурентоспособность отечественного производителя, таким образом, усилилась.

Но с другой стороны, курсовые колебания затронули конечных потребителей материала – людей, занимающихся ремонтом и утеплением жилья. Ведь снизились их доходы, а значит, покупательская активность. Основные отрасли потребления теплоизоляции (в которой доля пенополистирола составляет 20–22%), прежде всего строительство, демонстрируют негативную динамику. По предварительным оценкам, мы ожидаем сокращения рынка пенополистирола в этом году на 10–15%, но все же в основном за счет импорта.

- А в более далекой перспективе?

- Если смотреть в будущее, то спрос, конечно, будет зависеть от общего состояния экономики, строительной сферы в частности. По нашим оценкам, если ситуация в экономике начнет улучшаться прямо сейчас, то рост в строительстве мы сможем наблюдать лишь через полтора-два года. В долгосрочной перспективе, на горизонте четырех-пяти лет и более, мы ожидаем рост рынка пенополистирола на уровне 1,5– 2% в год. Основанием для такого видения являются фундаментальные свойства самого материала – его высокие теплоизолирующие свойства, малый вес и доступная цена. Другим драйвером будет стремление к энергоэффективности, как это уже произошло раньше в Европе. В России еще в 2009 году вступил в силу закон «Об энергосбережении», но с его реализацией на практике до сих пор есть проблемы. Тем не менее росттарифов на коммунальные услуги, в том числе отопление, рождает спрос на утеплители как в муниципальном, так и в частном секторе.

- В целом какова стратегия компании по развитию полистирольного бизнеса?

- Если говорить вкратце, то можно выделить несколько направлений. Первое: ценовая политика. Мы стремимся предлагать продукт потребителю по конкурентоспособной цене. Плиты и изделия из пенополистирола традиционно обладают отличными теплоизолирующими свойствами и, что немаловажно, более низкой стоимостью, чем товары-заменители как отечественного, так и зарубежного производства. Сохранение такого положения, которое бы обеспечивало стабильный спрос со стороны строителей, а значит, и благополучие наших непосредственных клиентов-переработчиков, является одной из важнейших задач.

Второе: при существующем уровне конкуренции со стороны зарубежных игроков, как европейских, так и азиатских, критически важно производить качественный продукт, который будет полностью оправдывать, а в лучшем случае даже превосходить ожидания клиентов.

Здесь нужна оперативная работа с инструментами обратной связи с переработчиками в случае каких-либо отклонений по качеству. Стоит заметить, что технология, по которой работает производство на нашей пермской площадке, позволяет получать материал, аналогичный продукту европейских конкурентов.

Отдельным направлением является нормотворческая деятельность в рамках Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола. Прежде всего это разработка новой и актуализация старой нормативнойдокументации по применению теплоизоляционных плит. С июля этого года вступил в силу новый ГОСТ на теплоизоляционные пенополистирольные плиты, в котором указана минимальная плотность 10 кг/ м3. Многие производители плит для увеличения прибыли производили марки меньшей плотности, что негативно влияло на качество и имидж продукта в глазах потребителей.

Теперь покупателю при выборе пенополистирола будет легче ориентироваться, опираясь на стандарт, по которому выпускается продукция.

- В июне было образовано «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМИК). Планирует ли СИБУР свое участие в нем?

- СИБУР является крупнейшим производителем нефтехимической продукции, из которой делают большой ассортимент стройматериалов. Прежде всего это пенополистирол, полипропиленовые трубы, ПВХ-окна и многие другие материалы, активно применяемые для повышения энергоэффективности и увеличения жизненного цикла зданий и сооружений как при строительстве, так и проведении капремонта. Поэтому мы заинтересованы в развитии отрасли, увеличении производства существующих и разработке новых стройматериалов. В этом контексте совместная работа с НОПСМИК является абсолютно естественным для нас шагом.

- Заявлены ли проекты дирекции в отраслевом плане импортозамещения Минэнерго?

- Ведомство включило в план приоритетных проектов в области импортозамещения два наших проекта – создание производства ПАВ на «СИБУР-Нефтехиме» и реконструкцию производства ТФК на «ПОЛИЭФе». Поддержка этих инвестиционных идей со стороны государства, конечно, очень важна.

Однако конкретных решений по поддержке еще не принято, мы будем продолжать диалог с госорганами по данному вопросу.

- Уже можно оценить эффективность налогового вычета по ароматике в качестве меры, компенсирующей увеличение паритетной стоимости сырья?

- Говоря о налоговом маневре, который начал действовать с 2015 года, надо в первую очередь помнить, что его основной целью являетсяперебалансировка нагрузки на нефтедобычу и нефтепереработку.

Поэтому органы власти и нефтяные компании оценивали при его обсуждении потенциальный эффект на нефтяную отрасль. Возможные последствия для нефтехимии длительное время не принимались в расчет. Лишь благодаря активной позиции ряда компаний, в том числе нашей, в рамках налогового маневра было предусмотрено введение отрицательного акциза для переработчиков ароматики – бензола и параксилола. Это нужно для компенсации потерь, связанных с ростом цен на сырье.

Величина акциза была определена расчетным путем и в «нормальных» условиях первой половины 2014 года позволяла компенсировать удорожание сырья.

Прошлогоднее изменение курса рубля к основным валютам и снижение цен на нефть и продукты ее переработки внесли свои корректировки. Сейчас механизм налогового вычета оказывает небольшое положительное влияние на бизнес дирекции. При нормализации ситуации эффект нивелируется.

- Как вы расцениваете инициативу по введению «отрицательного акциза» на этилен?

- Мне сложно комментировать данную инициативу, поскольку наша компания не закупает этилен на рынке. В то же время считаю, что с учетом небольшого числа поставщиков и покупателей этилена выравнивание эффекта от налогового маневра на покупателей этилена возможно не только через введение механизма «отрицательного акциза», но и путем проведения коммерческих переговоров между двумя сторонами.

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов