Ассистент по вопросам
продажи и продуктам
Здравствуйте!
Как Вам удобнее с нами связаться?

Ваш браузер устарел. Пожалуйста, обновите версию для просмотра сайта

Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, воспользуйтесь другим для дальнейшего использования ресурса

Все сайты
Назад
Компания
Клиентам
Инвесторам и акционерам
Устойчивое развитие
Закупки
Пресс-центр
Раскрытие информации
Акционерам

Пленочное дело


     Входящий в холдинг «Сибур» производитель полимерных пленок «Биаксплен» ввел в эксплуатацию новую линию по производству биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП). Линия запущена в Самарской области, в новокуйбышевском филиале «Биаксплена». Ее мощность — 30,5 тыс. тонн пленки в год, это более чем вдвое (до 55,5 тыс. тонн в год) увеличивает объем производства филиала и делает его крупнейшим производителем БОПП в России, теоретически способным покрыть свыше пятой части внутрироссийского спроса на этот продукт.



     Оборудование для линии поставила немецкая компания Brückner Maschinenbau. Сумма инвестиций превысила 1,9 млрд рублей. Создано сто новых рабочих мест.«Биаксплен» со своими производственными мощностями в 150 тыс. тонн в год к моменту запуска линии в Новокуйбышевске уже был ведущим отечественным производителем БОПП. Помимо новокуйбышевского производства компания имеет предприятия в Балахне Нижегородской области, Курске, Железнодорожном Московской области. А совсем недавно, в ноябре прошлого года, запущен завод по выпуску БОПП в Томске мощностью 38 тыс. тонн в год и стоимостью 2,4 млрд рублей.На две оси, через два перелома БОПП — это разновидность полимерной пленки, которая благодаря своим физическим свойствам получила широкое распространение в качестве упаковки для разнообразных пищевых продуктов, табачных изделий (порядка 95% всех пленок в табачной индустрии), материала для производства этикеток для пластиковых бутылок, для ламинирования. БОПП изготавливается из полипропилена экструзионным методом. Технология производства предполагает последовательную двунаправленную растяжку пленки по продольной и поперечной осям. Отсюда и ее название, буквально — «ориентированная на две оси». Благодаря своей жесткой молекулярной структуре по двум перпендикулярным осям БОПП обладает ценными для последующей обработки и применения свойствами. К их числу относятся высокая прочность, низкая плотность и большая удельная поверхность, восприимчивость к печати, высокий уровень оптических характеристик.



     Технология эта совсем не новая. На Западе ее начали развивать еще в 1970-е, а в нашей стране первое предприятие появилось в 1989 году — это существующий до сих пор подмосковный «Полимерконтейнер». Несмотря на ряд действовавших тогда западных эмбарго и ограничений на передачу высоких технологий, завод был неплохо оснащен технологически, его производственная мощность составляла 10 тыс. тонн продукции в год. Но это был лишь локальный успех.Отечественный рынок рос, главным образом за счет прихода в Россию иностранных производителей табачной продукции. Но львиная доля потребностей вплоть до 2005 года удовлетворялась за счет поставок из-за рубежа. В 2004 году на долю отечественного производства (то есть «Полимерконтейнера») пришлось всего 2% отечественного рынка, еще 8% давали поставки из Белоруссии, с Могилевского завода искусственного волокна.Коренной перелом в развитии рынка наступил в 2003-м. Тогда сразу несколько отечественных компаний начали создавать в России производства БОПП. «НоваТЭК» приступил к строительству завода мощностью 24 тыс. тонн в год в Новокуйбышевске, «Евромет» — в подмосковной Кашире (24 тыс. тонн в год), корпорация «ГриНН» — в Курске (17 тыс. тонн). А в Балахне Нижегородской области московские инвесторы из компании «Мосимпекс Сервис» начали строить завод мощностью 17 тыс. тонн, для чего и была учреждена фирма «Биаксплен».



     За счет экономии на транспортных и таможенных издержках российская продукция оказывалась на 20–30% дешевле импортной, а благодаря использованию самого современного оборудования она не уступала импорту по качеству. В результате в 2005 году, когда новые предприятия вступили в строй, отечественная БОПП заняла 40% рынка, а в 2006-м — уже 64%, и эта доля продолжала расти.Второй перелом в развитии рынка обозначился в предкризисном 2007-м. Конкурентный рынок с несколькими соперничающими производителями продержался недолго. «Биаксплен» начал скупать своих конкурентов. В декабре 2007 года у корпорации «ГриНН» был приобретен завод в Курске. В сентябре 2008-го пришла очередь завода «РосЕвроПласт» в Железнодорожном. Вместе с расширением собственных мощностей «Биаксплен» таким образом всего за год увеличил объем производства почти в пять раз, до 87 тыс. тонн в год, и стал абсолютным лидером рынка.Наконец, в 2009 году на резвого пленочника обратил внимание «Сибур». Внимание это было закономерным. Пленка производится из полипропилена, который составляет до 75–80% себестоимости продукта. «Сибур» же — ведущий отечественный производитель полипропилена. Для него пленка — это более высокий передел по сравнению с собственной продукцией и важный элемент для организации сбыта полипропилена. По разным оценкам, на БОПП приходится от 17 до 25% потребляемого в стране полипропилена.В 2009 году химический гигант выкупил у владельцев 50% «Биаксплена», в 2012-м — оставшуюся половину. Отечественный рынок пленки стал вотчиной «Сибура».Перспективы гегемона По итогам 2013 года российский спрос на БОПП оценивается в 130 тыс. тонн. Российский рынок оказался одним из крупнейших в мире, общий объем мирового потребления оценивается на уровне 550–630 тыс. тонн в год. Но даже такие большие объемы потребления не поспевают за ростом предложения. По словам руководителя направления «Мониторинг» аналитического агентства «Маркет Репорт» Сергея Карайченцева, «Биаксплен» до пуска новой линии в Новокуйбышевске консолидировал около 85% всех мощностей по производству БОПП в России, это 180,5 тыс. тонн в год. Запуск новой линии позволил увеличить его долю до 88%, а суммарные мощности российских производителей — до 205,5 тыс. тонн. Иными словами, мощности сильно превосходят внутренний спрос.Тем не менее у рынка неплохие перспективы. По словам Сергея Карайченцева, в России потребление БОПП составляет 0,9 кг на человека в год, почти вдове меньше, чем в Европе (1,9 кг). Поэтому рост спроса продолжается, пусть и не так быстро, как в 2000-е, когда его темпы измерялись двузначными числами, но 4–5% ежегодно отечественный рынок выдает.



     Кроме того, несмотря на формальный профицит мощностей, Россия все еще остается нетто-импортером БОПП. По словам Сергея Карайченцева, такие пленки — продукт с обширной номенклатурой и сферой применения. Упрощенно все БОПП можно разделить на два сегмента: без печати и с печатью. В ближайшем будущем импорт БОПП без печати в Россию прекратится (в 2013 году он составил около 16 тыс. тонн). Исключение составят некоторые сегменты, где отечественным производителям нужны дополнительные изыскания или дополнительное оборудование.



     «В Россию импортируется существенный объем БОПП в виде печатной готовой упаковки, в основном в адрес мультинациональных компаний, — говорит Сергей Карайченцев. — Из этого следует основная цель: импортозамещение готовой упаковки. Большой объем пленки импортируют производители табачной продукции. Этот вид пленки достаточно сложный, и российские производители пока еще не смогли освоить этот сегмент. Это возможно, однако процесс входа достаточно длительный, опять-таки из-за присутствия транснациональных компаний и стандартов для их поставщиков.Если брать общие цифры, то в целом импорт сократился с 45 тысяч тонн в 2012 году до 25 тысяч тонн в 2013-м. В нынешнем году ожидается его уменьшение до 10 тысяч тонн. Что касается экспорта, то здесь ситуация складывается вполне благоприятно для российских производителей. Экспорт БОПП вырос с 22 тысяч тонн в 2012 году до 42 тысяч в 2013-м. В текущем году прогнозируется рост экспортных продаж до 45 тысяч тонн. Ключевые направления экспорта российских БОПП — страны СНГ. Достаточно хорошие позиции у “Биаксплена” на рынках европейских стран, Турции и стран Прибалтики».



     В «Сибуре» подтвердили, что основной курс развития «Биаксплена» — импортозамещение. В частности, ставится задача освоить сложную продукцию, печатную и многослойную, а также максимально полно использовать существующие мощности за счет увеличения экспорта на внешние рынки. Мировой рынок растет на 6–7% в год, и «Биаксплен», сосредоточив у себя до четверти мирового производства БОПП, намерен этим воспользоваться.



Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов