Ассистент по вопросам
продажи и продуктам
Здравствуйте!
Как Вам удобнее с нами связаться?

Ваш браузер устарел. Пожалуйста, обновите версию для просмотра сайта

Ваш браузер не поддерживается сайтом. Пожалуйста, воспользуйтесь другим для дальнейшего использования ресурса

Все сайты
Назад
Компания
Клиентам
Инвесторам и акционерам
Устойчивое развитие
Закупки
Пресс-центр
Раскрытие информации
Акционерам

«Кризис навсегда изменил менталитет рабочего»

Каким был 2010 год для тольяттинской промышленности? Действительно ли кризис кончается? Дать оценку 2010 году мы предложили генеральному директору ООО «Тольяттикаучук» Сергею Полонянкину. В интервью «ПН» Сергей Александрович рассказал, почему в начале кризиса пошел на крайние меры: остановку производства, сокращение персонала и оптимизацию структуры управления заводом.

- Сергей Александрович, с каким настроением Тольяттикаучук оканчивает 2010 год?

- Я бы сказал, что мы испытываем сдержанный оптимизм. Но, конечно же, 2010 год мы провожаем с гораздо более хорошим настроением, чем мы провожали 2008 и 2009 годы.

- Что вас настраивает на такой лад?

- Для позитивного настроя у нас много оснований. Прежде всего это инвестиционные  проекты, которые мы сегодня  реализуем. Да и в целом общая обстановка на предприятии сегодня гораздо лучше, чем год, два и три назад. Для примера - недавно я принимал участие в работе совета директоров промышленных предприятий Тольятти. И узнал там среднюю заработную плату и прожиточный минимум в Тольятти. Так вот наш средний заработок почти в полтора раза выше, чем средний по городу: в Тольятти он составляет 16625 рублей, а у нас более 23 тысяч.

- Сейчас стало трендом говорить об окончании экономического кризиса в России, вы можете присоединиться к этому мнению?

- Наверное, да. Но на данный момент все равно остались риски. Мы живем в глобальном мире и по-прежнему есть риск того, что может накатить вторая волна кризиса. Тольяттикаучук, как вам известно, глубоко интегрирован в мировую экономику, значительная часть нашей продукции, около 80 процентов, экспортируется. Мы естественным образом зависим от потребителей. И поэтому если у наших потребителей все будет в порядке, то и у нас все будет неплохо. Говорить об окончании кризиса можно, но с определенными оговорками. Для более смелых заявлений я бы хотел дождаться хотя бы середины 2011 года.

- Какие уроки извлек Тольяттикуачук из кризиса? Что навсегда изменилось на предприятии?

- Уроков у нас было много, бесповоротных изменений еще больше. Главное, что кризис мы использовали в первую очередь как возможность оздоровить экономику предприятия, оптимизировать все процессы. Когда кризис только начинался, я был первым в Тольятти, кто инициировал остановку части производств. Мы понимали, что кризис это явление временное, что в любом случае полоса неудач должна смениться нормальным временем. Но на выходе из кризиса у предприятия не должно быть таких отягощений как нереализованная продукция или непомерные долги. И поэтому мы, во-первых, остановили часть наших производств, а во-вторых, провели очень большую работу по оптимизации численности персонала. Прямо скажу – мера эта, конечно, была очень непопулярная и было очень не легко чисто по человечески. Конечно, у нас не АВТОВАЗ, тут не 100 тысяч человек, и мы не могли рассчитывать на финансовую поддержку федерального центра. Нам выпало самое тяжелое, что только может случиться на предприятии – пришлось расставаться с людьми. Но мы постарались подойти к этому процессу объективно, наиболее эффективные и ответственные сотрудники остались. Завод есть завод, что тут скрывать – были люди, которые нарушали трудовую дисциплину. И мы, конечно, понимали, что если освободимся от этого балласта, то оставшаяся часть сотрудников будет работать более успешно, более эффективно. Так и вышло. Более того – оставшиеся сотрудники стали нашими союзниками в этом процессе. И в целом оптимизацию численности персонала мы провели гораздо лучше, чем это проделали многие другие предприятия в Тольятти, когда резать приходилось по живому, в экстренном порядке. Сегодня я могу утверждать, что по сравнению с большинством предприятий города, мы подошли к этой проблеме очень и очень справедливо.

Кризис навсегда изменил менталитет рабочего. Вот этот момент очень важен. Мы расстались с «советским», в худшем понимании этого слова, подходом к работе на промышленном предприятии. Работники предприятия почувствовали, что они могут быть эффективными. Или – неэффективными. Наверное, впервые на производстве появилось такая система, при которой качество работы напрямую влияет на величину зарплаты. В результаты люди стали боле активны, они увидели результаты своего труда. Я уже говорил об уровне заработной платы, она выше средней по городу, и значительную часть в зарплате составляют разовые премии, которые начисляются по методике расчета эффективности. У людей появилась мотивация, всем понятно, что если хорошо работаешь, то хорошо и получаешь. И если четыре года назад Тольяттикаучук рассматривали в компании как проблемное предприятие, то сейчас я могу сказать точно, что Тольяттикаучук рассматривают как предприятие-лидер в отрасли.
- Сколько работников на предприятии в настоящий момент?

- Сейчас у нас работает 4300 человек. Но сокращения мы начали проводить до того, как в полный рост стали говорить о кризисе. До 2008 г и в самом его начале сокращение шло за счет выхода на пенсию. А в сам кризис мы сократили еще несколько сот человек. Да, это было жестко. Высвобождали не только рядовых работников, это сильно затронуло и руководителей. Там, где можно было вместо двух начальников поставить одного – ставили одного. Там, где можно было два подразделения объединить в одно – объединяли.

- В первой половине «нулевых» тогдашний президент Владимир Путин выдвинул тезис о социальной ответственности бизнеса. Но в последние годы бизнес совершенно очевидно был занят собственным выживанием. Как в этой части обстоят дела на Тольяттикаучуке, ваше предприятие можно назвать социально ответственным?

- Можно. Потому что лучшей социальной ответственностью является достойная заработная плата. И  имея среднюю зарплату на предприятии в 23 тысячи рублей, мы можем называть ее достойной.

Это, конечно, не все еще. Кризис кризисом, но мы не забывали о людях. Мы чувствуем себя обязанными предоставлять людям нормальные человеческие условия для работы – и мы предоставляем их. За период кризиса отремонтировали на предприятии все бытовые помещения, душевые, места общего пользования. Мы упорядочили доставку работников на предприятие, закупили большие автобусы в наш автотранспортный цех. Кроме того, купили три «Газели» специально для того, чтобы организовать перевозку работников по территории завода от проходной до цеха. Этого вообще никогда в истории не было, всегда людям приходилось ходить пешком.

- Мы знаем, что вы лично много внимания уделяете формированию командного духа в коллективе. Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями своими секретами управления.

- Я не сторонник возить за собой с завода на завод команды, какие-то свиты. Убежден, что все специалисты должны быть местные. Сторонний специалист, каким бы компетентным он ни был, будет еще вникать, разбираться в чем-то, на это уходит время.

Секретов никаких нет. Личный пример и объективная оценка. Мои, скажем так, управленческие приемы наиболее близки к спорту, к командным его видам: есть общая цель и вся команда работает на нее. А кто там забивает, кто пасует или защищает свои ворота  – второй вопрос. Ну и с разными людьми, конечно, нужно вести себя по разному. Все имеют право на ошибку, главное, чтобы человек ее не повторял – и это задача руководителя. На кого-то достаточно выразительно посмотреть, на кого-то, возможно, и тон поднять, кого-то просто дружески хлопнуть по плечу.

- Каким видом спорта вы занимаетесь?

- Разными. Мне близок хоккей, футбол, играю в волейбол, езжу на велосипеде, проплыть могу неплохо.

- А семья у вас где живет?

- Пока я возглавляю Тольяттикаучук, постоянно живу в Тольятти. А супруга у меня попеременно проводит по две недели то в Москве (там у нас растет внук), то со мной в Тольятти.

- Сами как передвигаетесь, чартеры, случайно, не заказываете?

- Что вы, какие чартеры? Только регулярными рейсами. И до этого я возглавлял два завода, когда летал эконом-классом и прекрасно себя чувствовал.

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов